В определенные периоды развития ребенка агрессивность — это всего лишь проявление его чувств и инстинктов. Если, к примеру, малыш голоден, он искренне сердится на мать и способен вести себя по отношению к ней достаточно агрессивно.
Несколько позже эта агрессивность принимает иные формы: он кричит, размахивает
руками, угрожающе машет кулаками. В
двухлетнем возрасте непосредственность выражения чувств может проявиться в том,
что ребенок часто больно бьет другого ребенка, с которым играет, в том случае,
если последний его обидел.
Несмотря на то, что агрессивное поведение является в этом возрасте для ребенка
непосредственным средством выражения эмоций, агрессивность все же следует
сдерживать и не поощрять ни в коем случае. Маленькие дети нуждаются в том,
чтобы им подсказали, что они поступают нехорошо.
Не следует ругать и уж тем более применять физические методы наказания по отношению к агрессивному ребенку — это способно ожесточить его еще больше и превратить агрессивность в насущную потребность, в своеобразную меру зашиты от жестокости окружающего мира.
!
Агрессивности ребенка следует наглядно противопоставить доброту, ласку,
внимание.
Агрессивный ребенок должен понять, что своим поведением он доставляет
огорчение, причиняет страдание близким людям.
Помните: вместо того чтобы сказать ребенку: "Ты плохой", в ответ на
проявления его агрессивности, следует поступить противоположным образом, сказав
ему: "Зачем ты так делаешь, ведь ты же хороший, добрый! Разве хорошие дети
так поступают? Посмотри, ты сделал маме (девочке, мальчику) больно. Пожалей
маму!"
! Научите ребенка жалеть. Заставьте его понять, как
успокаивает вас его жалость, как вы нуждаетесь в ней. Никогда не заставляйте
маленького ребенка забывать о том, что он добрый.
В этом случае следует понаблюдать за ребенком, и выявить причины такого поведения:
1.Причина может быть в психофизическом переутомлении.(может не хватает воздуха, ребенок недосыпает, не хватает разнообразия занятий и впечатлений, может ребенок чувствует недомогание.
2.Возможно ребенок вступил в период упрямства. Когда
дети начинают осознавать себя как личность, начинают нуждаться не только в
опеке, но ив признании самостоятельности и права на собственное мнение. Ребенок
стремиться доказать что он человек, а не машина для послушания.
Особенно часто агрессию проявляют дети, которых в семье подавляют, практикуя
авторитарное воспитание. В данном случае агрессия — это своеобразное
"выпускание пара". Ребенок, зажатый родительскими требованиями,
вынужденный строго придерживаться определенных рамок поведения, принципов,
насаждаемых насильно, вымещает свою злость и обиду на других детях, более
слабых и не способных противостоять ему точно так же, как он не в состоянии
противостоять родителям (или одному из родителей).
Еще хочется рассмотреть такую ситуацию, когда ребенок, проявляя агрессию, обзывает вас, например, называет «дурой». Что вы обычно делаете в ответ?.. Бьете по губам, заявляя при этом, что вы его любящая мама. Следующую «дуру» постарайтесь проигнорировать. Не сделать вид, будто бы не услышали, — нет, услышать и отнестись спокойно.
И если получиться, то услышать уже не только словесный текст
«дура», но и бессловесный контекст: скрытое содержание. Не «дура», а «Плохо
мне... я одинок и меня не слышат... да как же мне докричаться...
В ответ на «дура» можно: крепко взяв ребенка за плечи, серьезно, неотрывно и пристально (но не зло!) смотреть ему прямо в глаза, мысленно произнося нечто в таком духе: «Все прошло... ты хороший... ты успокоился... мы с тобой дружим... я люблю тебя... все будет хорошо...»
На многих детей такое бессловесное внушение действует сильнее любых слов или шлепков. Еще можно: посадить к себе на колени или взять на руки и крепко обнять. И в таком вот положении (контекст: мы с тобою одно, и ничто нас не разлучит) спокойно сказать: «Я знаю, тебе сейчас трудно. Мне тоже. Иногда мы бываем в плохом настроении. Мы с тобой помирились, мы дружим, нам хорошо вместе жить...
Родителям, столкнувшимся с подобными проявлениями, следует помнить о том, что
агрессивный ребенок — это несчастный ребенок. Нужно научиться смотреть на мир глазами ребенка,
понять, чем вызвано его поведение и отношение к окружающему его миру,
попытаться разрушить этот своеобразный панцирь, которым ребенок, скорее всего,
просто прикрывается, защищаясь от взрослого мира.
! Не забывайте хвалить ребенка, когда он
этого заслуживает.
! Не относитесь к ребенку предвзято.
! Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас
"отстал".
! Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и
физического превосходства — таким образом вы разовьете у ребенка комплекс
неполноценности.
! Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте, а не проявляете ли
упрямство вы сами.
! Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир "его глазами".
! Предоставьте ребенку право выбора!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос