четверг, 3 сентября 2020 г.

Вопрос психологу

 Добрый день! Я мама девочки, которая стоит на пороге выбора профессии.Я очень переживаю за этот выбор. Подскажите пожалуйста, чем я могу помочь в этой ситуации своей дочери?

Начинается новый учебный год, и для многих семей, в которых есть школьники-подростки снова со всей остротой встает вопрос о том, кем стать, куда пойти учиться, как готовиться к послешкольному образованию. Непростым для большинства детей и их родителей является этот выбор. Что же может помочь Вам и Вашим детям на этом пути? Как помочь ребенку выбрать профессию, которая станет для него и полем для самореализации, и финансовой опорой?

Выбор профессии — один из самых важных жизненных выборов. Как правило, работе мы отдаем большую часть своей жизни. Трудно представить себе счастливого человека, ежедневно выполняющего нелюбимую и не соответствующую ему работу.

Стремление самореализоваться, найти свое место в мире профессий — естественная потребность любого человека. Но всё чаще она подменяется мотивами выгоды (пойду туда, где больше платят) или удобства (пойду туда, куда пристроят родители). Это только на первый взгляд простое решение. Он не приводит ни к профессиональному успеху, ни к внутренней гармонии. И это важно понимать не только подросткам, стоящим перед выбором своего профессионального пути, но и их родителям.


Основная задача родителя.

Очень часто родители видят свою задачу в том, чтобы сделать все вместо ребенка. Такая позиция может быть продиктована желанием снять с него все заботы и хлопоты, избежать ошибок и неправильного выбора. Однако такая помощь зачастую оказывается медвежьей услугой: ребенок в последствии бросает институт, куда его с таким трудом устроили, или учится-работает как все, но совершенно теряет блеск в глазах и радость жизни. Проявления такого навязанного извне, но не принятого внутренне выбора могут быть самыми разными. И это всегда далеко от  счастья и успеха.

Другая крайность — это полное отпускание ребенка во взрослый мир, без поддержки и подготовки. Когда родители самоустраняются при решении таких жизненно важных задач, как выбор профессии, это часто заканчивается неразумным, необдуманным выбором. И этот путь не приведет ни к счастью, ни к успеху.




Так в чем же основная родительская задача? Какой и в каком объеме должна быть родительская помощь?

Первое, что важно понять: ребенок должен сделать свой выбор сам. Это значимый фактор того, как будет ребенок (и будущий взрослый) относиться к своей профессии, работе. Как правило, мы не ценим то, что получили в готовом виде.

Но чтобы выбор был не просто самостоятельным, а еще и осознанным (продуманным и ответственным), важно подготовить ребенка.

Помогите найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней.

Научите определять свои ключевые особенности (интересы, способности, личностные качества, ценности) и сопоставлять их с различными профессиями.

Научите конструктивно относиться к труду и образованию.

И если последний пункт — задача глобальная, которой стоит заниматься с самого раннего возраста, то первые два — это как раз точка приложения сил в подростковом возрасте.

Направления профориентационной работы.

Основная сознательная работа по выбору профессии (профориентация) начинается в подростковом возрасте, за несколько лет до окончания школы. Не в последний момент, не после получения аттестата. А с 7-8 класса. Тогда к окончанию школы подросток подходит с достаточно четким видением своего дальнейшего пути.

Первое - информация. Ориентироваться в мире профессий, рынке труда и образования помогут специальные книги, сайты, общение с профессионалами. Описаний профессий (профессиограмм) сейчас довольно много и в книгах, и в Интернете. Желательно не только помочь ребенку найти нужную информацию (например, купить книгу), но и обсудить прочитанное (что-то пояснить, узнать впечатления). Проговаривание и обсуждение помогает более глубоко понять и усвоить информацию, чтобы подросток мог сделать обдуманный выбор, опираясь на нее.

Второе - диагностика. Самопознание — еще один важный шаг к сознательному выбору. Как мы уже говорили, каждый человек обладает уникальным набором личностных качеств, способностей. Знание своих сильных и слабых сторон, предпочтений наряду со знанием объективной информации о профессиях помогает найти самое подходящее. Профессию, которая станет «замком» именно для вашего «ключа». Внимательно наблюдая за ребенком в динамике (с рождения до подросткового возраста), родитель может найти ключевые, самые выраженные и устойчивые особенности своего ребенка. И нужно помочь ему самому их обнаружить и осознать.

Например, девочка говорит: «Я умею очень хорошо ладить с малышами, поэтому хочу учиться на воспитателя». Или мальчик вдохновенно рассказывает, как мастерит модели самолетов и мечтает выучиться на инженера. Полезен и отрицательный опыт: «Я очень неусидчивый, поэтому работа в офисе мне не подойдет».

Третье - развитие. Вряд ли можно найти такой вариант профессии, который бы подходил нам сразу и на 100%. Природа создала нас очень гибкими, готовыми развиваться, меняться, обучаться. Если подросток отдает явное предпочтение какой-то профессии, но чувствует, что в чем-то недотягивает, — это не повод отказываться от своей идеи, а стимул работать над собой. Например, мальчик хочет стать журналистом, но у него «хромает» русский язык. Или девочка хочет быть психологом, но стесняется общаться с незнакомыми людьми. Если по остальным параметрам профессия оказывается подходящей, то стоит попробовать подтянуть русский или обучиться навыкам общения. Помочь развитию может сам родитель, а может доверить это специалистам (репетиторам, психологам и т. п.). Но важно развивать именно те качества, которые необходимы для желаемой самим ребенком профессии, а не набрасываться на все слабые стороны сразу.

Четвертое - активизация. Это направление профориентационной работы касается прежде всего глубинного понимания ответов на вопросы «Кто я? Какое место работа будет занимать в моей жизни? Что для меня является самым ценным? Как я могу реализовать свои ценности в работ?». Подростковый возраст — самое подходящее время, чтобы задумываться о таких серьезных вещах. И важно не найти готовые ответы, а понять, что выбор профессии очень тесно связан с остальной деятельностью человека и даже с жизнью других людей. Процессу активизации способствуют беседы — с родителями, в психологических группах или других коллективах. Но важно, чтобы в них не давались «правильные» ответы, а звучали правильные вопросы. Большое разнообразие активизирующих игр для индивидуальной и групповой работы можно найти в книгах Н.С.Пряжникова, признанного специалиста в области профориентации детей.

Если вы никогда не обсуждали эти вопросы с ребенком, попробуйте спросить у него: «Как ты считаешь, для чего нужна работа?». Если в ответ вы услышите, что работа нужна для зарабатывания денег, то наводящими вопросами помогите ему посмотреть на эту тему глубже.

Работа по всем этим направлениям должна идти одновременно. Невозможно выбрать профессию «по себе», опираясь только на знание рынка труда или только анализируя собственные интересы. Когда же подросток рассматривает вопрос со всех сторон, шанс увидеть картину целиком становится очень высоким.

Итак, где же здесь место для родительской помощи и участия? Напоминаю, что основной целью различных профориентационных процедур является не принятие решения за ребенка. Ваша задача — помочь в формировании более зрелого, осознанного, ответственного взгляда на себя и мир профессий, на свой профессиональный путь в целом и каждый выбор в частности. И, зная эти четыре направления профориентации, родитель помогает ребенку двигаться по этому пути, навстречу к зрелому, осознанному выбору — не навязанному извне, а рожденному изнутри и субъективно принятому ребенком.



Психологи нашего центра могут помочь Вам в этом вопросе и провести диагностику  интересов, способностей и личностных качеств вашей девочки:

* Определение профессиональных склонностей по методике Л. А. Йовайши.

*Тест на профориентацию по методике Е. А. Климова.

*Тестирование проф. склонностей по отношению к предмету и характеру труда.

*Методика Дж. Холланда для определения типа личности

и многие другие.

Рекомендуем Вам ознакомится с информацией по этому вопросу на следующих сайтах: http://profvibor.ru/, https://www.navigatum.ru/, портал «Я-родитель».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос