Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы».
Цель
буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это
за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.
Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип
предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип
предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или
объявление бойкота человеку.
По
направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником,
учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и
учителем.
По специфике содержания можно выделить:
- Физический
буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей.
- Вербальная
травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение.
Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
- Социально-психологический
буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел,
выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех
возрастов, но чаще других остается незамеченным.
- Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.
Причины буллинга
· асоциальная попытка самоутверждения.
- привлечение
внимания;
- демонстрация
силы;
- утаивание неуверенности и страхов;
- удовлетворение потребности во власти и
доминировании.
Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить,
что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в
защите. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, раздражительные и неуравновешенные. Агрессоры не
реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.
Жертвами чаще
становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в
себе, склонные к слезам дети. Для травли выбирают замкнутого ребенка с
поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении
самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень
самоуважения. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы
дать сдачу.
Как бороться с буллингом
Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:
- Признайте
проблему, называйте вещи своими именами.
- Обратитесь
к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о
проблеме.
- Не
позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций
он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте
уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить –
найдет более податливую и простую цель.
- Научитесь
говорить «нет».. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
- Озвучивайте
проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
- Уделите
особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
- Если
предмет травли можно исправить – исправьте.
- Если
нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы
агрессоров. Вы не можете все контролировать.
Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и
индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.
Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в
сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью,
импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и
уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны
и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают
контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).
Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной
психологии. Для жертв характерно:
- низкая
самооценка;
- комплекс неполноценности;
- замкнутость;
- подавленность;
- застенчивость;
- тревожность;
- осторожность;
- неуверенность.
Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру.
Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая
ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.
Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв.Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос