"Эмоциональный контакт с ребенком", публикуем конспект беседы от 12 мая 2020 г.
Беседа № 9
«Окружающий мир ребенка - инвалида»
Цель данной беседы: научить родителей
детей – инвалидов развивать способности детей ориентироваться в
окружающем мире и воспринимать его адекватно.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Система построения
занятия.
План занятия
предусматривает три основные части:
I. Вводная часть
(организационный момент).
II. Рабочее время
(основная часть).
III. Обсуждение итогов
(рефлексия).
Вводная часть служит для
включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной
деятельности.
Вторая часть и часть
обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия.
Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее
время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность
участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в
группе.
По окончании каждого
упражнения - рефлексия.
Третья часть -
обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет
членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение
затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые
чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не
уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл.
Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям
возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить
новый опыт.
Размер группы: 8-12
человек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
Организационный
момент. Психолог знакомит родителей с целью
проведения занятия, на что направлено содержание занятия.
2. Основная часть – беседа.
Одной из важных задач
работы по развитию навыков общения является расширение представлений детей и
подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью об окружающем мире.
Важно познакомить их с
неизвестным миром, расширить круг жизненных представлений, открыть новые
возможности. Дети, подростки должны воспринимать окружающий мир всеми органами
чувств. Только тогда этот мир станет для них шире и многограннее.
Ориентация в окружающем
пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения. Важное
место в этом процессе занимают ролевые игры, участвуя в которых, дети
приобретают опыт, столь необходимый в реальной жизни.
Детей – инвалидов нужно
учить не только навыкам общения в быту, связанным с едой, питьем, умением
пользоваться одеждой, обувью, ориентироваться в школе, дома, но и умению
общаться с окружающими людьми. При этом ребенку нужно уметь различать
окружающих людей по их роли в его жизни (семья, друзья, учителя, врач,
посторонний человек и т. д.), наблюдать за этими людьми, рассказывать, что они
делают (что делает мама, повар и т. д.).
По мере взросления
границы познаваемого человеком мира расширяются: он уже не представляет собой защищенного
близкими людьми относительно небольшого пространства. Человек сталкивается с
необыкновенным разнообразием проявлений внешнего мира, который к тому же полон
опасных, неожиданных ситуаций. Как вести себя в них?
Детей - инвалидов следует
научить поведению и общению в условиях улицы, умению пользоваться дорогами у
дома и школы (узнавать путь самим); для лучшей ориентировки обращать внимание
на особые приметы (почтовый ящик, реклама); видеть опасность на дороге;
различать тротуар и проезжую часть; перед переходом дороги останавливаться,
смотреть налево, затем направо; знать назначение «зебры», светофора; узнавать
основные дорожные знаки и ориентироваться в них (пешеходный переход, «зебра»,
остановка автобуса); узнавать виды городского транспорта; уметь ими
пользоваться и вести себя в автобусе, трамвае и другом транспорте; управлять
собой в незнакомой ситуации (не бояться, не метаться, попросить о помощи,
обратиться к милиционеру за помощью, советом); узнавать специальный транспорт
(милиция, пожарная, скорая помощь).
Поведению на улице дети
учатся в ролевых играх, а также в реальных жизненных ситуациях.
Детей знакомят с
общественными местами, обучают ими пользоваться, в том числе телефоном (знать
основные части телефона; узнавать таксофонную будку; знать, каким службам
принадлежат номера 01, 02, 03, помнить домашний телефон, телефон школы; знать
типичные речевые формулы для разговора по телефону в различных ситуациях).
Дети должны уметь соответственно вести себя в лечебных учреждениях (ничего не
трогать, не бегать, не кричать, не бояться людей в белых халатах, учиться
принимать помощь, ориентироваться в больнице); посещать заведения культуры и
уметь вести себя во время представления (покупать билеты, сидеть, хлопать);
пользоваться общественным туалетом (знать условные обозначения, уметь платить,
мыть руки); иметь представление о системе предприятий бытового обслуживания
(почта, парикмахерская, ремонт обуви, химчистка, прачечная, баня, пошивочное
ателье, фотоателье), уметь ими пользоваться (платить деньги, предъявлять квитанцию
и т. д.).
Детям - инвалидам
необходимо передать умение общаться с живой (охранять, ухаживать, остерегаться
опасных животных и ядовитых растений) и неживой природой (быть способным
эмоционально воспринимать явления и объекты природы), а также с традициями и
обычаями (календарные праздники, школьные традиции, дни рождения и т. д.).
Время является мерилом
человеческого бытия, оно упорядочивает жизнь, служит организующим фактором в
общественной жизни и содействует развитию интеграционной способности учащихся.
Время — величина абстрактная, и поэтому научиться понимать время — трудная
задача для умственно отсталых учащихся. Обучение восприятию времени должно
проводиться постепенно, маленькими шагами, при этом отвлеченные понятия
связываются с конкретными событиями, действиями, которые происходят в
определенные временные отрезки.
Ребенок должен знать,
когда что делать: когда вставать, когда ехать в школу, когда смотреть
мультфильмы, когда ложиться спать. Если жизнь ребенка протекает в определенном
ритме, то у него формируется свой «часовой механизм», свой опыт.
Жизнь каждого человека
состоит из различных возрастных периодов: ребенок, подросток, юноша, взрослый,
пожилой, старик. Эти стадии необходимо учиться соотносить со своей жизнью.
Человек должен уметь идентифицировать себя: «Этот малыш — я». Для того чтобы
дети понимали, что мир существовал и до их рождения, что они являются его
частью, важно показать, как развивалось и развивается общество.
3.
Обсуждение итогов (рефлексия).
Рефлексия приобретенного на занятии
опыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос