понедельник, 6 апреля 2020 г.

В рамках цикла бесед с родителями детей инвалидов 
"Эмоциональный контакт с ребенком", публикуем конспект беседы от 6 апреля  2020 г.


Беседа №7
«ДЕТСКИЕ ИСТЕРИКИ»

Цель данной беседы: познакомить родителей детей-инвалидов с детскими истериками, рассказать о причинах детских истерик, как их избежать и что делать родителю во время истерики ребенка-инвалида.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Система построения занятия.
План занятия предусматривает три основные части:
I. Вводная часть (организационный момент).
II. Рабочее время (основная часть).
III. Обсуждение итогов (рефлексия).


Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной деятельности.
Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе.
По окончании каждого упражнения - рефлексия.
Третья часть - обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.
Размер группы: 8-12 человек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.     Вводная часть.
Организационный момент. Психолог знакомит родителей с целью проведения занятия, на что направлено содержание занятия.
2.     Рабочее время (основная часть).
Истерика у детей - это реакция на ограничения, на несбывшиеся ожидания. Если ребенок не может что-то сделать или ему не разрешают что-то - он сердится. Очень сердится! На вас, на других людей, на эти запреты. Именно этот гнев ребенка и приводит его в состояние истерики, что выражается в следующем:
- ребенок теряет контроль над собой и истерично визжит
- бросается на пол и колотит ногами
- может пинать предметы и бить ногами людей, бросаться тем, что попало под руку
- может драться или ругаться
- "закатываться" в крике
Родители никогда не должны поддаваться на истерику ребенка. Кроме особых случаев - например, если ребенок заболел.
Почему дети впадают в истерику?
Потому что они расстроены или испытывают стресс.
Чтобы привлечь к себе внимание.
Чтобы поступить по-своему.
Почему родители поддаются на истерику ребенка?
Потому что боятся как бы ребенок себе не повредил что-нибудь.
Потому что невыносимо смотреть. как ребенок бьется в истерике и нервничает, а если уступить - истерика прекращается.
Потому что вокруг люди смотрят и что они подумают о вас??
Потому что этот ор просто невыносим!
Как справится с истерикой?
Прежде всего необходимо проанализировать все.
Ведите записи!
- как часто ребенок впадает в истерику
- как долго это продолжается
- в какое время дня чаще происходит
- где это случается
- с кем, в чьем присутствии (с мамой, папой, бабушкой и т.п)
- что является поводом
- каковы последствия каждого случая
Если в течение 2-3 недель вы заставите себя заполнять всякий раз такую табличку. Вы многое узнаете о своем ребенке!
Итак, что же с этим делать?
- старайтесь предотвратить, остановите еще до того, как весь этот кошмар начнется (например, уберите требуемый ребенком предмет из зоны видимости и досягаемости, отвлеките его);
- говорите с ребенком, НО!! Никогда не пытайтесь урезонить его в разгар "боя" и всегда выбирайте момент для разговора, когда вы оба спокойны и дружелюбно настроены друг к другу. В "состоянии войны" или на нервах вы ни о чем не договоритесь;
- убедитесь, что ребенок вас слушает;
- помогайте ребенку справляться с "крушением надежд" Для этого вы должны научиться предвидеть, что то или иное ограничение может вызвать у ребенка истерику, научить ребенка "принимать" ограничения, дайте ему понять, что не все его желания выполнимы, учите ребенка расслабляться и успокаиваться.
Чего делать нельзя:
- уступать бьющемуся в истерике ребенку
- показывать самому плохой пример для ребенка (например, кричать на него)
- наказывать

Какие методы можно применять в отношении ребенка?
Игнорировать – единственный метод!
Не вечно же ребенок будет орать. Покричит, устанет, замолчит.
ВАЖНО помнить в каких случаях орущего ребенка игнорировать НЕЛЬЗЯ:
- когда ситуация представляет опасность для здоровья/жизни ребенка или окружающих.
- когда дело происходит в общественном месте и вам ужасно неудобно/стыдно перед окружающими.
Если истерика случилась на улице, в магазине, в гостях, когда нет возможности "не замечать" орущего и валяющегося на полу малыша, действия должны быть такими:
- не суетитесь и не нервничайте сами;
- ничего не говорите;
- молча хватаете ребенка в охапку, выходите из помещения, садитесь вместе с ним на улице и крепко обнимаете, пока не успокоится;
- как только успокоился, возвращаетесь обратно.
Как игнорировать?
Как только начинается истерика с валянием по полу и ором, отойдите от ребенка. На расстояние не менее метра.
Не показывайте виду, что вы огорчены. Делайте вид, что ничего не происходит.
Через 10 минут (плюс-минус) ребенок орать перестанет. Как только это случилось - улыбнитесь и похвалите ребенка.
Если все возобновилось - вы опять не смотрите на него, и вообще делаете вид, что это не ваш ребенок. Как только остановился - опять хвалите за хорошее поведение.
Помните, что ребенок всегда надеется выиграть у вас эту битву! Поэтому никогда не уступайте. Уступите - считайте, что вы проиграли, и истерики такие в будущем вы получите еще не раз.
Это только кажется, что истерика у ребенка длится часами. На самом деле крайне редко затягивается больше, чем на 30 минут (у здорового ребенка).
Важно чтобы подобной линии поведения придерживались все члены семьи, с которыми общается ребенок. Выступайте единым фронтом!!
Если один раз такое игнорирование сработало - применяйте такую тактику каждый раз.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
3.     Обсуждение итогов (рефлексия).

Рефлексия приобретенного на занятии опыта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос