понедельник, 20 апреля 2020 г.


В рамках цикла бесед с родителями детей инвалидов 
"Эмоциональный контакт с ребенком", публикуем конспект беседы от 20 апреля  2020 г.




Беседа №8
«Социум и ребенок - инвалид»
Цель данной беседы: познакомить родителей с социумом, который прямо или косвенно оказывает воздействие на ребенка – инвалида и его семью.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Система построения занятия.
План занятия предусматривает три основные части:
I. Вводная часть (организационный момент).
II. Рабочее время (основная часть).
III. Обсуждение итогов (рефлексия).
Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной деятельности.


Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе.
По окончании каждого упражнения - рефлексия.
Третья часть - обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.
Размер группы: 8-12 человек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.     Вводная часть.
Организационный момент. Психолог знакомит родителей с целью проведения занятия, на что направлено содержание занятия.
2.     Рабочее время (основная часть).
Системная модель социальной работы применима к социальному обслуживанию инвалида. Чтобы понять принципы системного подхода, рассмотрим четыре уровня, на которых необходимо решать проблемы инвалидности: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.  Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье.
Микросистема состоит из следующих подсистем: мать/отец, мать/ребенок-инвалид, мать/здоровый ребенок, отец/здоровый ребенок, ребенок-инвалид/здоровый ребенок.
 · Микросистема – типы ролей и межличностных взаимоотношений в ближайшем окружении – как правило, это семья.
· Микросистема функционирует в контексте мезосистемы – это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения, расширенная семья, друзья, соседи, знакомые по работе и отдыху, специальные реабилитационные или образовательные программы, другие родители, группы поддержки.
· В экзосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: СМИ; система здравоохранения; система социальной защиты; образования; занятости.
· Макросистема включает ценности культуры, традиции, этнонациональные и религиозные представления, отношение к инвалидам в обществе; общие социально-экономические и политические факторы, а также международное влияние. С этой точки зрения проблемы, возникающие в семьях с детьми - инвалидами, можно рассматривать как попадающие в ту или иную подсистему внутрисемейных контактов:
1. Мать/отец. Индивидуальные проблемы родителей, их брака до рождения больного ребенка; проблемы принятия, возникающие после рождения ребенка-инвалида.
 2. Мать/ребенок-инвалид. Матери по традиции приходится иметь дело с депрессией, чувством вины и самобичеванием.
 3. Мать/другой ребенок. Мать должна считаться с тем, сколько внимания она уделяет здоровому ребенку, удерживаться от того, чтобы обременять здорового ребенка чрезмерной ответственностью и заботой о ребенке с нарушением развития.
4. Отец/ребенок-инвалид. Вопрос в этой подсистеме состоит в том, насколько включен отец в общение с больным ребенком и в семью в целом или он отсутствует психологически и инструментально.
5. Отец/другой ребенок. Потенциальное проблемное поле сходно с тем, что возникает в подсистеме мать/здоровый ребенок. 6. Ребенок-инвалид/другой ребенок. Братья и сестры больного ребенка сталкиваются с чувствами вины, стыда и страха "заразиться" той же болезнью; ребенок-инвалид стремится "поработить" брата или сестру;  дети формируют нормальное амбивалентное отношение к брату или сестре с ограниченными возможностями. Микросистема функционирует в контексте мезосистемы, включающей широкий спектр подсистем, в которых участвует семья.
Образования уровня мезосистемы - это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения, расширенная семья, друзья, соседи, знакомые по работе и отдыху, специальные реабилитационные или образовательные программы, другие родители, общественные организации. Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки; такие группы также могут защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, выходя с инициативами на легитимные органы. Наличие сети услуг по месту жительства может стать бесценной поддержкой, но уровень доступности и качество услуг в различных регионах неодинаковы.
 В экзосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью:
 ·средства массовой информации влияют на формирование аттитюдов к нетипичным людям, например, инвалиды могут быть представлены как жалкие, несчастные существа, недееспособные и нежеланные или как компетентные, уверенные, приятные и надежные личности;
 ·система здравоохранения. Семьи детей с серьезными нарушениями физического здоровья в значительной степени зависят от системы здравоохранения.
·система социального обеспечения. Для большинства семей с ребенком-инвалидом в современной России финансовая и другая поддержка правительства являются весьма существенными.
·образование. Содержание и качество образовательных программ определяют характер взаимоотношений родителей и школы, доступность и форму образования, степень оказываемой родителям помощи и уровень независимости семьи от ребенка с ограниченными возможностями.
Наконец, макросистема, в которой рассматриваются:
 ·социокультурные и социально-экономические факторы. Социокультурные факторы, этнические и конфессиональные ценности, отношение широкого социального окружения формируют точку зрения, с которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребенка. Эти же факторы определяют семейный выбор по участию в системе услуг. Социально-экономический статус семьи может определять или отражать характер и уровень ресурсов семьи.
·экономический и политический факторы. Состояние экономики и политическая атмосфера региона или страны в целом оказывают большое воздействие на программы для инвалидов и их семей.
3.     Обсуждение итогов (рефлексия).
Рефлексия приобретенного на занятии опыта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос