понедельник, 27 января 2020 г.

В рамках цикла бесед с родителями детей - инвалидов "Эмоциональный контакт с ребенком", публикуем конспект беседы от 27 января 2020 г. 

Беседа № 2
«Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Цель данной беседы: научить родителей развивать мимику и пантомимику детей-инвалидов в повседневной жизни.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Система построения занятия.
План занятия предусматривает три основные части:
I. Вводная часть (организационный момент).
II. Рабочее время (основная часть).
III. Обсуждение итогов (рефлексия).

Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной деятельности.
Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе.
По окончании каждого упражнения - рефлексия.


Третья часть - обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.
Размер группы: 8-12 человек.


ХОД ЗАНЯТИЯ
1.     Вводная часть.
Организационный момент. Психолог знакомит родителей с целью проведения занятия, на что направлено содержание занятия.

  1. Рабочее время (основная часть).
Коррекционная работа по формированию неречевых средств общения является для детей – инвалидов основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений. Поэтому для детей – инвалидов необходимы специальные коррекционные занятия по развитию мимики и пантомимики. Особое значение для организации таких занятий имеют: - индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребёнка;
- комплексный подход к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
- психодинамическая разгрузка (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности).
Дети должны обучатся азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Выразительное движение не только отражает сформированное внутреннее переживание, но и, само по себе, способствует его формированию. Словесное выражение своих чувств детьми должно поощряться взрослым, ведь назвать - значит более или менее понять. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания у людей и играет важную роль в человеческом общении.
Невербальное общение формируется как "побочный результат" развития образно-пластического творчества. Необходимо дома придумывать для ребенка творческие задания построеные в виде игровых сюжетных ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний, используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.
При обучении мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний в начале вводятся положительные эмоции (радость, удовольствие, любовь, удивление), потому что они, как правило, распознаются легче, чем отрицательные (печаль, гнев, отвращение).  Важно правильно организовывать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов. В качестве наглядных пособий могут выступать адаптированные картинки, а также  муляжи, барельефы, рельефы, маски.
При изучении мимических выражений эмоциональных состояний брови, глаза, рот, морщинки на барельефе или маске лица должны быть чётко  выделены, чтобы дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.).
Знакомя детей с жестами и позами, необходимо использовать приём сопряженных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми родитель знакомит детей, необходимо четко выражать словами.
Немаловажную роль в разучивании выразительных движений детьми играет театрализация. Прием театрализации помогает детям с нарушениями развития оставить свои привычные специфические (стереотипные) движения, жесты, что невыгодно их отличает от нормальновидящих, и усваивать общепринятые манеры, постановку головы, движение рук, позы.
Прежде чем разученные выразительные движения ребенок сможет включать  в практическую деятельность, они должны пройти определенный путь упражнений и усовершенствования в игровой деятельности. В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения.
Активность каждого ребенка побуждается подвижными играми соревновательного характера. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное возбуждение. Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные движения отличаются большей устойчивостью. Полученные знания, умения, навыки требуют систематического подкрепления, которое целесообразно осуществлять как на предметных уроках, так и на воспитательных мероприятиях.
Игровые упражнения по развитию мимики
• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).
• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).
• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).
• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• “Обиделись” (опускают уголки губ).
• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).
Игровые упражнения по обучению жестам
• Покажите высокого мальчика, “низкого”; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.
Игровые упражнения по развитию пантомимики
• “Расцвели, как цветы”.
•“Завяли, как травка”.
•“Полетим, как птицы”.
•“Идет медведь по лесу”.
• “Крадется волк за зайцем”.
• “Плывут уточки”.
•“Идут пингвины”.
3.     Обсуждение итогов (рефлексия).
Рефлексия приобретенного на занятии опыта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос