По материалам интервью с С.Н. Ениколоповым, руководителем отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, зав.кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии МГППУ.
Журнал «Школьный психолог» №6 2011г.
Журнал «Школьный психолог» №6 2011г.
«Существует несколько форм агрессии, которые очень распространены среди школьников. Одна ее разновидность – это то, что сейчас принято называть буллингом и моббингом. По сути, это психологическое давление, преследование, травля какого-то ребенка. Разница в том, что буллинг – это индивидуальное насилие, а моббинг – групповое. Сейчас, к сожалению, эти формы агрессии применяются уже и к учителям.
Вторая форма агрессии в школе традиционна для подросткового возраста – это вандализм, драки, мелкое хулиганство. Данные виды агрессивного поведения рассматриваются как этап взросления. В последнее время отмечается существенный рост преступности среди несовершеннолетних. По исследовательским данным насильственные действия чаще всего совершают те подростки, которые становятся жертвами насилия со стороны взрослых.
Это прежде всего насилие родителей по отношению к детям. Те немногочисленные опросы и исследования, которые сейчас проводятся, показывают, что число таких родителей увеличивается. Огромное количество взрослых людей вымещают свои проблемы на детях.
Насилие в семье стало чуть ли не формой воспитания. При этом не наблюдается никакой зависимости между насилием в семье и образовательным цензом или цензом доходов родителей: богатые и хорошо образованные бьют детей так же, как и плохо образованные и мало воспитанные.
Понятно, что если взрослые могут себе позволить бить друг друга, то ребенку достается еще больше. Он страдает и когда попадает «под горячую руку», и когда наблюдает за побоями. Это очень серьезная проблема, хотя и очень закрытая и никем не решаемая. «В щелочку» могут проникнуть только школьные психологи и учителя, которые сталкиваются с последствиями семейного воспитания.
В современном обществе вместо агрессии молодежи нужно предложить что-то взамен. Ведь то, что происходит сейчас в обществе (драки, вандализм, агрессия толпы на стадионах и площадях) – это обостренное выражение существующих проблем. А что сейчас можно выбрать молодежи, если не ходить на массовые акции, не ходить на футбол? Что взамен? На этот вопрос не могут ответить ни современная школа, ни существующие молодежные движения.
Кроме того, сейчас люди на бессознательном уровне не ощущают, что существуют какие-либо правила, по которым строится их жизнь. В нашем обществе все размылось, поэтому и вылезает агрессия. Ведь она не только форма поведения, но и индикатор неблагополучия, форма защиты своего «Я».
Разорвать круг агрессии можно и нужно. Одна точка – это школа, которая является одним из самых важных мест для работы и с жертвами насилия, и с самими насильниками. Здесь они все пересекаются.
Среди агрессоров буллинга очень много детей, которые дома являются жертвами. А в школе они это отреагируют. Многие из них (как показывают западные исследования) из-за физических наказаний, которые они получают дома, становятся очень социализированными. Они прекрасно знают, что нельзя ни в коем случае никого бить, и стараются контролировать свое поведение, поэтому учителя часто считают их хорошими учениками.
Но такие дети отлично понимают, что гадости нужно делать там, где только свои, где нет контроля, за углом школы. У нас сейчас возникла парадоксальная практика, когда дети, занимающиеся насилием, снимают себя на камеру. Это одно из проявлений современного буллинга – он делается для наблюдателей. Таким образом агрессор повышает свою самооценку, компенсирует свою ущербность.
Большое значение в устранении агрессии играет семья, окружение ребенка. Поэтому работа должна проходить везде. Если родители обнаружили, что их ребенок подвержен насилию или сам стал проявлять агрессию, то надо бросить все и заниматься ребенком: контролировать все его действия, контакты, провожать и встречать из школы. Можно даже сменить учебное заведение, чтобы изменить круг общения.
Конечно, мы не можем добиться, чтобы на телевидении и в интернете стало меньше насилия. Это задача всего общества. Но что-то можно сделать на уровне одной школы, одного микрорайона: безопасность, освещенность, кружки, спортивные площадки. На личностном уровне – это решение проблем, связанных с самооценкой и тревогой. Работа над изменением отношения к самому себе, созданием адекватного отношения к своему рефлексивному «Я».
Очень важна работа с тревогой. Ведь именно тревога способствует тому, что человек ведет себя агрессивно, стремясь превентивно подавить источники угрозы. Поэтому работа с тревогой, со страхами существенно снижает агрессивность. Кроме того, необходимо учить детей разрешению конфликтов. Учить тому, как не попадать в конфликтные ситуации и достойно из них выходить, без потери лица, без снижения своей самооценки и самоуважения.
Для каждого возраста существуют свои программы. Но не нужно думать, что, решив те или иные проблемы в младшем возрасте, мы гарантируем их отсутствие у старших школьников.
Профилактика агрессии требует постоянного психологического и педагогического сопровождения.»
Дорогие ребята и уважаемые родители!
Если вы столкнулись с проблемой насилия в семье или в школе, пожалуйста, обращайтесь за помощью, не оставайтесь с проблемой один на один! Вы можете получить информацию, помощь и поддержку у вашего школьного психолога, в центре «Преображение» (г. Кинешма, пер. Дунаевского, д.16) или задать свой вопрос прямо здесь на нашем сайте анонимно. И пусть у вас и в вашей семье будет мир, спокойствие и счастье. Мы всегда готовы предложить вам «руку помощи». Обращайтесь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос