среда, 21 сентября 2016 г.

Агрессивность и истерики у первоклассника. Что делать?

ВОПРОС:
Здравствуйте. Моему сыну 7 лет, пошел в первый класс, после первой недели обучения стала замечать агрессивность, истерики, не знаю, что делать и как с этим справиться. Как мне быть?
Янина.
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Янина. Спасибо вам за вопрос.
Дело в том, что поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
Таким образом, агрессивность и истерики могут быть показателем не очень успешной адаптации ребенка к школе. На этом этапе важно бережно и внимательно относиться к настроениям и потребностям первоклассника. Причем как родителям, так и учителю.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".
Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать трудности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.
Именно поэтому так важна психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей. К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.
Правила для родителей, желающих помочь ребенку:

1. Отправляя ребенка в первый класс, не записывайте его в дополнительные кружки и секции, у вашего чада и так довольно сложный год: адаптация к школе, новая социальная роль, уроки и многие новые обязанности к которым он еще не привык. Нужно записывать ребенка в секцию за год до начала обучения или через год после.
2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий следует с самых простых переходя к более сложным.
3. Компьютер, телевизор, телефон и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. Следует полностью исключить из просмотра фильмы, содержащие сцены жесткости и насилия, устрашающие фантастические образы. Такие фильмы оказывают крайне разрушительное действие на не сформировавшуюся психику ребенка. Дети 6-7 лет еще не всегда отделяют вымысел от реальности, поэтому зачастую после просмотра телепрограмм у детей возникают страхи.
4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Необходимо учить прилежности и порядку не через упреки, а с помощью беседы, понимая чувства ребенка.
5. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
6. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
7. Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
8. Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
9. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
10. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
11. Признавайте права ребенка на ошибки. Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
12. Родителям первоклассника нужно помнить о том, что важно создать ребенку оптимальный режим дня, при котором у него останется достаточно времени для прогулок, игр и сна.
13. Запомните - Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика.
14. Если ребенок плачет или хнычет (погружение в самое глубокое детское состояние) установите с ним физический контакт (возьмите на руки, обнимите, прижмите к себе). Рекомендуется практиковать это около часа ежедневно, даже если ребенок не плачет. При этом важно показать развивающемуся ребенку, что это – ваша собственная инициатива и потребность, а не реакция на его плач, иначе такое плаксивое поведение может повторяться изо дня в день. Мамины объятия помогают маленькому человеку оживить опыт, полученный им еще до рождения, когда ему было уютно и тепло, когда он чувствовал себя защищенным.
15. Когда ребенок рисует, посидите рядом с ним, давая ему почувствовать вашу сопричастность к его переживаниям. Обязательно интересуйтесь теми предметами или героями, к которым ваш ребенок-первоклассник часто возвращается в своих рисунках. Постарайтесь прочувствовать, что означает для него тот или иной персонаж, какую эмоциональную нагрузку несет. Отразите свое понимание словами, мимикой или прикосновениями. Очень важно в таком общении с ребенком не давать малышу советов во время рисования или игры. Следуйте за его фантазией, она станет проводником во внутренней мир вашего родного человечка.
16. Если ребенок-первоклассник ведет себя агрессивно, важно переключить его агрессию, дать ей выплеснуться, направив в игровое русло. Иногда полезно просто повозиться с малышом, побегать с ним.

Выполняя эти несложные правила, первоклассник получает необходимую родительскую поддержку и сможет уверенно войти в большой мир. 
Психолог.

2 комментария:

  1. Подскажите, пожалуйста, как психологу остановить агрессию первоклассника? Ребенок не реагирует на слова, вырывается, кричит, пытается убежать. Как построить общение в таком случае, чтоб найти ключ к ребенку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый посетитель, спасибо за вопрос. У нас есть на эту тему публикации на сайте от 21 сентября 2016 года. Также мы можем посоветовать Вам воспользоваться научной литературой (Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c.; Банщикова Т.Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 186 c.). Успехов Вам!

      Удалить

Задайте свой вопрос