Моему сыну 14 лет. До настоящего времени он был ребенок как ребенок. Но вдруг резко изменился. Стал замыкаться, поссорился с друзьями, сидит дома, читает странные недетские книги, например Зигмунда Фрейда. Говорит, что его никто не понимает, а он страдает и не желает ни с кем делиться своими переживаниями. Что делать?
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Юлия.
Наступает время формирования так называемой самоидентичности, то есть устойчивого мнения о себе в окружающем мире. Главными эмоциями подростка становятся растерянность, повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность. Мир представляется ему большим и непонятным, а он сам себе видится маленьким и беспомощным. Возникает внутренний конфликт, который и диктует разные формы конфликтного поведения; уход в себя – одна из них.
Ребенку необходимо отключиться от внешних раздражителей, среди которых – увы – и самые близкие люди, побыть наедине с собой, разобраться в своих чувствах, самостоятельно выработать механизмы взаимодействия с окружающим миром. Родители в данной ситуации часто не в состоянии продуктивно влиять на мысли, эмоции и поведение своего ребенка, поскольку в его задачу входит как раз оторваться от привычных руководителей, чтобы научиться решать свои жизненные вопросы самостоятельно.
Если подросток увлекся такими книгами, волноваться нет необходимости. Скорее, наоборот, если он не начинает в определенном возрасте задумываться о разумном, добром, вечном, не ставит себе философских вопросов о смысле жизни и смерти, добре и зле, справедливости, достоинстве, стоит бить тревогу, ибо безвозвратно уходит время для внутренней перестройки его личности, которая призвана оснастить дальнейший жизненный путь взрослеющего человека эффективным инструментарием взаимоотношений с собой и миром.
Второе – не вмешиваться без нужды в процесс рефлексивного опыта вашего ребенка, дать ему возможность спокойно разобраться со своими мыслями и чувствами.
Третье – обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в семье, а именно понимание и сопереживание. Если надо, перестроить бытовой распорядок семьи с учетом увеличения времени для духовных забот вашего ребенка.
Четвертое – по возможности включиться в рассуждения на интересующие ребенка проблемы без менторского тона и родительских штампов типа «я старше – мне лучше знать», «как вот все это может нравиться (о музыке, моде или анимэ)», «где ты нахватался таких манер», «это твое увлечение не доведет до добра» и т.д. Словом, стать на время вашему ребенку не родителем, а старшим другом, собеседником, соавтором его новой взрослой личности.
Юлия, 43 года.
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Юлия.
В жизни каждого человека рано или поздно – в основном в переходном возрасте - наступает пора повышенного интереса к своему внутреннему миру. Развитие сознания, вызванное физиологией, психологией и уже значительным жизненным опытом, формирует множество вопросов к своей личности и обществу, которое ее окружает.
Наступает время формирования так называемой самоидентичности, то есть устойчивого мнения о себе в окружающем мире. Главными эмоциями подростка становятся растерянность, повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность. Мир представляется ему большим и непонятным, а он сам себе видится маленьким и беспомощным. Возникает внутренний конфликт, который и диктует разные формы конфликтного поведения; уход в себя – одна из них.
Ребенку необходимо отключиться от внешних раздражителей, среди которых – увы – и самые близкие люди, побыть наедине с собой, разобраться в своих чувствах, самостоятельно выработать механизмы взаимодействия с окружающим миром. Родители в данной ситуации часто не в состоянии продуктивно влиять на мысли, эмоции и поведение своего ребенка, поскольку в его задачу входит как раз оторваться от привычных руководителей, чтобы научиться решать свои жизненные вопросы самостоятельно.
Вот тут-то на помощь и приходят умные книги, в которых юный искатель самого себя остро нуждается. Ибо они глубоко затрагивают волнующие юного человека вопросы, предлагают творческий подход к насущным проблемам, порождают яркие образы и захватывающие идеи, обостряют этические и духовные аспекты человеческого бытия, создают ориентиры развития личности.
Если подросток увлекся такими книгами, волноваться нет необходимости. Скорее, наоборот, если он не начинает в определенном возрасте задумываться о разумном, добром, вечном, не ставит себе философских вопросов о смысле жизни и смерти, добре и зле, справедливости, достоинстве, стоит бить тревогу, ибо безвозвратно уходит время для внутренней перестройки его личности, которая призвана оснастить дальнейший жизненный путь взрослеющего человека эффективным инструментарием взаимоотношений с собой и миром.
Первое – принять ситуацию и не драматизировать ее, понимая, что это – закономерный этап личностной эволюции.
Второе – не вмешиваться без нужды в процесс рефлексивного опыта вашего ребенка, дать ему возможность спокойно разобраться со своими мыслями и чувствами.
Третье – обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в семье, а именно понимание и сопереживание. Если надо, перестроить бытовой распорядок семьи с учетом увеличения времени для духовных забот вашего ребенка.
Четвертое – по возможности включиться в рассуждения на интересующие ребенка проблемы без менторского тона и родительских штампов типа «я старше – мне лучше знать», «как вот все это может нравиться (о музыке, моде или анимэ)», «где ты нахватался таких манер», «это твое увлечение не доведет до добра» и т.д. Словом, стать на время вашему ребенку не родителем, а старшим другом, собеседником, соавтором его новой взрослой личности.
Это не только сблизит вас с вашим чадом в столь сложный для него период, но и создаст прочную нравственно-психологическую основу для дальнейших взаимоотношений.
Кроме этого, обращаем ваше внимание, уважаемая Юлия, что в центре "Преображение" каждый понедельник работает "Студия самопознания", где проходят групповые тренинги для подростков по личностному развитию. Наши двери открыты для всех!
Всего вам доброго!
Психолог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос