ВОПРОС:
Что такое ЭГО-состояние – «Родитель», «Ребенок», «Взрослый»?
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Людмила.
Спасибо за ваш вопрос. Названные вами понятия относятся к так называемому Трансакционному анализу, который разработал и описал в своих книгах известный психолог, психотерапевт Эрик Берн.
У каждого индивидуума есть определенный набор схем поведения, который соответствует определенному состоянию сознания. При этом другой набор связан с другими физическими проявлениями и часто не совпадает с первым. Эти изменения и отличия позволили прийти к выводу о наличии различных состояний Я. Таким образом, это означает, что определенному набору чувств соответствует столь же определенный набор образцов поведения.
Каждый индивидуум обладает ограниченным количеством таких состояний Я, каждое из которых является не ролью, а своеобразной психологической реальностью. Набор этих состояний можно распределить так:
1) состояния Я, сходные с образами родителей;
2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности;
3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.
Что такое ЭГО-состояние – «Родитель», «Ребенок», «Взрослый»?
Людмила.
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Людмила.
Спасибо за ваш вопрос. Названные вами понятия относятся к так называемому Трансакционному анализу, который разработал и описал в своих книгах известный психолог, психотерапевт Эрик Берн.
У каждого индивидуума есть определенный набор схем поведения, который соответствует определенному состоянию сознания. При этом другой набор связан с другими физическими проявлениями и часто не совпадает с первым. Эти изменения и отличия позволили прийти к выводу о наличии различных состояний Я. Таким образом, это означает, что определенному набору чувств соответствует столь же определенный набор образцов поведения.
Каждый индивидуум обладает ограниченным количеством таких состояний Я, каждое из которых является не ролью, а своеобразной психологической реальностью. Набор этих состояний можно распределить так:
1) состояния Я, сходные с образами родителей;
2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности;
3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.
В обычной речи их именуют Родитель, Взрослый и Ребенок, причем эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.
Эрик Берн утверждает, что в каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка – и что каждый член группы с разной степенью готовности может перейти от одного состояния к другому.
Когда мы говорим: «Это ваш Родитель», мы имеем в виду: «Ваше сознание сейчас в таком же состоянии, в каком бывал один из ваших родителей (или тот, кто его заменял), и вы реагируете так же, как он, то есть той же позой, жестами, словарем, чувствами и т.д.»
«Это ваш Взрослый» означает: «Вы дали независимую объективную оценку ситуации и сообщаете свое заключение или предлагаете решение проблемы независимо от предубеждений».
«Это ваш Ребенок» означает: «Вы реагируете так же и с такой же целью, как сделали бы в детстве».
Эрик Берн утверждает, что в каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка – и что каждый член группы с разной степенью готовности может перейти от одного состояния к другому.
Когда мы говорим: «Это ваш Родитель», мы имеем в виду: «Ваше сознание сейчас в таком же состоянии, в каком бывал один из ваших родителей (или тот, кто его заменял), и вы реагируете так же, как он, то есть той же позой, жестами, словарем, чувствами и т.д.»
«Это ваш Взрослый» означает: «Вы дали независимую объективную оценку ситуации и сообщаете свое заключение или предлагаете решение проблемы независимо от предубеждений».
«Это ваш Ребенок» означает: «Вы реагируете так же и с такой же целью, как сделали бы в детстве».
Кроме этого, Эрик Берн делает следующие выводы:
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он несет в себе набор состояний Я, которые воспроизводят состояния Я этих родителей (как он их воспринимал) и которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Проще говоря: «Каждый носит в себе Родителя».
2. Каждый человек (включая детей, умственно отсталых и шизофреников) способен к объективной обработке данных, если активизировано соответствующее состояние Я. На разговорном языке: «У каждого есть свой Взрослый».
3. Каждый человек был когда-то моложе, чем сейчас, и несет в себе фиксированные впечатления прошлых лет, которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Проще говоря: «Каждый носит в себе маленького мальчика или девочку».
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он несет в себе набор состояний Я, которые воспроизводят состояния Я этих родителей (как он их воспринимал) и которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Проще говоря: «Каждый носит в себе Родителя».
2. Каждый человек (включая детей, умственно отсталых и шизофреников) способен к объективной обработке данных, если активизировано соответствующее состояние Я. На разговорном языке: «У каждого есть свой Взрослый».
3. Каждый человек был когда-то моложе, чем сейчас, и несет в себе фиксированные впечатления прошлых лет, которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Проще говоря: «Каждый носит в себе маленького мальчика или девочку».
По материалам книги Э.Берна "Игры, в которые играют люди"
P.S. Чтобы более детально познакомиться с данным направлением в психотерапии, вы можете прочитать книги автора:
Э.Берн «Игры, в которые играют люди»
Э.Берн «Люди, которые играют в игры»
Э.Берн «Трансакционный анализ в психотерапии»
Э.Берн «Игры, в которые играют люди»
Э.Берн «Люди, которые играют в игры»
Э.Берн «Трансакционный анализ в психотерапии»
Психолог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос