ВОПРОС:
Почему моего ребенка в школе называют "трудным"? Чем он так отличается от остальных? Правомерно ли навешивать на ребенка данный ярлык? И кто виноват в этом?
Родитель.
ОТВЕТ:
Уважаемый родитель!
В настоящее время в школах все чаще встречаются дети с осложненным поведением, так называемые «трудные» школьники. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Поведение таких детей вызывает беспокойство и у педагогов, и у психологов, и у родителей.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников
- в неправильных отношениях в семье,
- в просчетах школы,
- изоляции от товарищей,
- в средовой дезадаптации,
- стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.
Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин.
Кроме перечисленных причин, затрудняющих воспитательный процесс, есть еще так называемые пограничные состояния (возрастные кризисы), во время которых также остро наблюдается проблема трудновоспитуемости.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.
Как правило, "трудные" школьники отказываются от взаимодействия с педагогами, их поведение отличается нарушением культурных, эстетических, гигиенических норм, они, как будто, бросают нам вызов. Очень часто эти отличия в поведении ученика являются сигналом о том, что человеку плохо, и учитель должен уметь локализовать и нейтрализовать любую «трудную», сложную ситуацию, возникшую в результате их взаимоотношений. И главными помощниками учителя будет школьный психолог и родители. В работе с такими детьми важным является именно тройственный союз сил – семья, педагог, психолог.Кроме перечисленных причин, затрудняющих воспитательный процесс, есть еще так называемые пограничные состояния (возрастные кризисы), во время которых также остро наблюдается проблема трудновоспитуемости.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.
Среди обстоятельств, способствующих появлению трудных детей, отмечают семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. Дети усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Поэтому ответственность родителей за свой труд очень велика. Перед будущим и настоящим, перед обществом, перед своей совестью отвечает родитель за то, кем и какими станут его дети.
Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. Если ребенок привыкает, что родители или другие члены семьи обслуживают его, выполняют все его желания, это ведет к формированию иждивенчества, что крайне неблагоприятно влияет на дальнейшее развитие личности. Это качество проявляется в отказе от напряжения в труде – умственном и физическом.
У «трудных» подростков возникают также серьезные нарушения в сфере чувств. Они всегда озлоблены, черствы, жестоки, недоверчивы к людям. Как правило, у них отсутствует совестливость, чувство вины. Они очень тяжело идут на контакт, их сложно разговорить, хотя именно эта потребность (поговорить по душам) у них самая актуальная.
Чтобы помочь такому ребенку, педагогам и родителям необходимо сначала выяснить мотивы его поведения, то есть понять его.
Следующий этап воспитательной стратегии - увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.
Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к трудному школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы можем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут в благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.
Итак, понять, принять, помочь – основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.
Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к трудному школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы можем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут в благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.
Итак, понять, принять, помочь – основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.
Успехов вам в воспитании!
Психолог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос