среда, 20 апреля 2016 г.

Что такое дислексия и дисграфия?

ВОПРОС: 
Что такое дислексия и дисграфия? Когда на эти дефекты речи нужно обратить внимание?
Анна.

ОТВЕТ:
Учение о нарушениях чтения и письма суще­ствует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

Конечно, каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка успешным. В современном обществе обязательным условием успешности личности становится умение работать с информацией, прежде всего, умение читать; и умение передавать информацию, в т.ч. писать.

Трудности в овладении детьми навыками чтения и письма являются одной из наиболее распространённых причин школьной неуспеваемости. Как правило, они обнаруживаются к концу 1 класса и в большинстве случаев сохраняются позднее.


В ряде стран (например, в США) нарушения чтения и письма определяются одним термином «дислексия». В других странах специфические нарушения письма определяются термином «дизорфография» (например, во Фран­ции).

В отечественной литературе существуют термины «дисгра­фия» и «дислексия».

Дислексия — это частичное на­рушение процесса чтения, проявляющееся в стой­ких и повторяющихся ошибках.

Дисграфия — это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках.

Часто нарушения чтения и письма наблюдаются у детей с нарушениями устной речи. Однако, стойкие нарушения письменной речи могут возникать и у детей с сохранной устной речью, нормальным интеллектом, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти не проявлять себя в повседневной жизни:
  • - недостаточное произвольное внимание,
  • - снижение различных видов памяти,
  • - недостаточность целенаправленности в выполнении заданий,
  • - нарушения восприятия пространства, времени, осознания схемы своего тела (например: путает право-лево),
  • - отсутствие интереса, желания преодолевать свои затруднения,
  • - требование постоянной помощи со стороны взрослых,
  • - иногда отмечается вызывающе оппозиционное поведение,
  • - эмоциональные расстройства, когда ребёнок чувствует себя усталым и становится нервным, плаксивым.
Определенное место в этиоло­гии дислексии и дисграфии отводится наследствен­ным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нару­шений чтения и письма.

Занятия по устранению недостатков чтения и письма проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является систематичность занятий.

Общие принципы логопедической работы:
  • Индивидуализация методов и темпа обучения. 
  • Максимальное использование игровых методов обучения . 
  • Систематический контроль автоматизации навыков. 
  • Соблюдение принципа последовательности и этапности в усвоении материала.
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех. Так, по некоторым данным, при выявлении дислексии
в 1 – 2 классе чтение может быть доведено до нормы у 82% детей,
в 3 классе это происходит у 46% учащихся,
в 4 классе – 42%,
в 5-7 классе – 10-15% случаев.


С какими ошибками письменной речи ребёнка следует обратиться к логопеду?

Если при чтении у ребенка наблюдаются  следующие стой­кие, повторяющиеся ошибки:
Если при письме у ребенка наблюдаются  следующие стой­кие, повторяющиеся ошибки:
Смешивает звуки (мягкие – твердые; глухие –звонкие;  по месту и способу образования Ш-С, С- Ц и т.п.).
Никак не может запомнить буквы.
Путает буквы отличающиеся одним элементом (например Н-И-П или Ь-Р и т.п.).
Наблюдается побуквенное  чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова.
Пропускает  буквы  и слоги при чтении.
Читает, но не понимает прочитанного.
При чтении заменяет слова.
Аграмматизмы (не правильно изменяет окончания слов).
Путает буквы, обозна­чающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, также гласные О—У, Е—И-Я и т.п.)
Слитно пишет слова, особенно предлоги, не видит границы предложения или наоборот раздельно пишет слова, особенно приставки и корень.
Переставляет, пропускает или добавляет  слоги, буквы.
Путает буквы, сходные графически (например: П-Т, Л-М, И-У, Ц-Щ).
Пишет буквы в другую сторону.
Часто встречаются аграмматизмы на письме (например, мной карандашов, нет ключов, на ветков).

Если Ваш ребенок начал посещать занятия с логопедом, не забывайте поддерживать постоянный контакт со специалистом и оказывать ему содействие в работе. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребёнком на логопедических занятиях. Необходимо создать дома спокойную, удобную обстановку для занятий. Телевизор на это время должен быть выключен. Хорошо, если члены семьи проявляют интерес к письменным работам ребёнка, заинтересованность тем, что он читает. Очень важно отмечать каждый, даже незначительный успех.

Ищите выход из сложных ситуаций, и у вас всегда будет повод гордиться своим ребенком и самим собой.

Учитель-логопед Кубова Е.Г.



P.S. Наличие ошибок чтения и письма само по себе еще не свидетельствует о наличии дислексии или дисграфии. Нарушения функций анализа­торов, например слуха или зрения, также могут приводить к нарушениям письменной речи. Так, ошибки чтения у детей с плохим зрением могут возникать из-за не различения букв. Эти ошибки исчеза­ют при коррекции нарушений остроты зрения.

Нарушения письменной речи у детей могут появиться в случае педагогической запущенности, неправильной мето­дики обучения, при за­держке психического развития. Однако в этом случае ошибки носят не специфический, а вариативный харак­тер и поэтому не являются дисграфическими или дислескическими.


Использованная литература:
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997
Кузовкова Т.Н. Особенности овладения чтением детьми с дислексией на начальном этапе обучения навыку / Т.Н. Кузовкова / Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. Под ред. О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, НИИ Школьной технологии, 2008
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.– М., «Просвещение»,1983

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос