ВОПРОС:
Что такое дислексия и дисграфия? Когда на эти дефекты речи нужно обратить внимание?
Анна.
ОТВЕТ:
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
Конечно, каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка успешным. В современном обществе обязательным условием успешности личности становится умение работать с информацией, прежде всего, умение читать; и умение передавать информацию, в т.ч. писать.
Трудности в овладении детьми навыками чтения и письма являются одной из наиболее распространённых причин школьной неуспеваемости. Как правило, они обнаруживаются к концу 1 класса и в большинстве случаев сохраняются позднее.
В ряде стран (например, в США) нарушения чтения и письма определяются одним термином «дислексия». В других странах специфические нарушения письма определяются термином «дизорфография» (например, во Франции).
В отечественной литературе существуют термины «дисграфия» и «дислексия».
Дислексия
— это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и
повторяющихся ошибках.
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
Часто нарушения чтения и письма наблюдаются у детей с нарушениями устной речи. Однако, стойкие нарушения письменной речи могут возникать и у детей с сохранной устной речью, нормальным интеллектом, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти не проявлять себя в повседневной жизни:
- - недостаточное произвольное внимание,
- - снижение различных видов памяти,
- - недостаточность целенаправленности в выполнении заданий,
- - нарушения восприятия пространства, времени, осознания схемы своего тела (например: путает право-лево),
- - отсутствие интереса, желания преодолевать свои затруднения,
- - требование постоянной помощи со стороны взрослых,
- - иногда отмечается вызывающе оппозиционное поведение,
- - эмоциональные расстройства, когда ребёнок чувствует себя усталым и становится нервным, плаксивым.
Занятия по устранению недостатков чтения и письма проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является систематичность занятий.
Общие принципы логопедической работы:
- Индивидуализация методов и темпа обучения.
- Максимальное использование игровых методов обучения .
- Систематический контроль автоматизации навыков.
- Соблюдение принципа последовательности и этапности в усвоении материала.
в 1 – 2 классе чтение может быть доведено до нормы у 82% детей,
в 3 классе это происходит у 46% учащихся,
в 4 классе – 42%,
в 5-7 классе – 10-15% случаев.
С какими ошибками письменной речи ребёнка следует обратиться к логопеду?
Если при чтении у ребенка наблюдаются следующие стойкие, повторяющиеся ошибки:
|
Если при письме у ребенка наблюдаются
следующие стойкие, повторяющиеся
ошибки:
|
Смешивает
звуки (мягкие – твердые; глухие
–звонкие; по месту и способу
образования Ш-С, С- Ц и т.п.).
Никак
не может запомнить буквы.
Путает
буквы отличающиеся одним элементом (например
Н-И-П или Ь-Р и т.п.).
Наблюдается
побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова.
Пропускает буквы
и слоги при чтении.
Читает,
но не понимает прочитанного.
При
чтении заменяет слова.
Аграмматизмы
(не правильно изменяет окончания слов).
|
Путает
буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и
компоненты, также гласные О—У, Е—И-Я и
т.п.)
Слитно
пишет слова, особенно предлоги, не видит границы предложения или наоборот раздельно
пишет слова, особенно приставки и корень.
Переставляет,
пропускает или добавляет слоги, буквы.
Путает
буквы, сходные графически (например:
П-Т, Л-М, И-У, Ц-Щ).
Пишет
буквы в другую сторону.
Часто
встречаются аграмматизмы на письме (например, мной карандашов, нет ключов, на ветков).
|
Ищите выход из сложных ситуаций, и у вас всегда будет повод гордиться своим ребенком и самим собой.
Учитель-логопед Кубова Е.Г.
P.S. Наличие ошибок чтения и письма само по себе еще не свидетельствует о наличии дислексии или дисграфии. Нарушения функций анализаторов, например слуха или зрения, также могут приводить к нарушениям письменной речи. Так, ошибки чтения у детей с плохим зрением могут возникать из-за не различения букв. Эти ошибки исчезают при коррекции нарушений остроты зрения.
Нарушения письменной речи у детей могут появиться в случае педагогической запущенности, неправильной методики обучения, при задержке психического развития. Однако в этом случае ошибки носят не специфический, а вариативный характер и поэтому не являются дисграфическими или дислескическими.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997
Кузовкова Т.Н. Особенности овладения чтением детьми с дислексией на начальном этапе обучения навыку / Т.Н. Кузовкова / Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. Под ред. О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, НИИ Школьной технологии, 2008
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.– М., «Просвещение»,1983
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос