Первый шаг навстречу родителям, на наш взгляд, должна сделать школа, педагоги.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут примерно быть такими:
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам!
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
- То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!
Главными формами взаимодействия классного руководителями с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.
Для того, чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели возможность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.
Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьёй в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения.
Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на основании данных ответов планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.
Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.
К примеру, хороший эффект даёт встреча родительского комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призёрами различных соревнований. Это огромный стимул как для учащихся, так и для родителей для дальнейшего сотрудничества.
Результативными и полезными во взаимодействии школы и семьи являются также Дни открытых дверей в школе, в которые включены различные мероприятия для родителей (экскурсии, посещения уроков, мастер-классы, круглые столы, беседы с учителями и т.п.)
Представителям школ важно позаботиться о привлечении к педагогическому всеобучу родителей квалифицированных специалистов (врачей, психологов, социальных педагогов и др.), которых немало среди тех же родителей.
Следует задействовать разнообразные формы просвещения, как известные, традиционные, так и новые. При этом каждая из форм должна предполагать творческий, активный характер работы родителей (с родителями.)
Стремиться организовывать занятия систематически - не реже одного раза в месяц,при этом приурочивая их к родительским собраниям, чтобы не отнимать у родителей много времени, и проводить в небольших группах.
Всем заинтересованным в этой работе очень важно читать новейшую научно-методическую литературу, смотреть циклы передач т.п., т.е. изучать инновационный опыт.
Повышение педагогической культуры родителей должно стать традицией как школы, так и семьи.
Организация взаимодействий с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определённых правил общения с семьями учащихся.
-Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
-Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
-Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
-Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную группу.
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интерес родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- степень авторитетности семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Следует задействовать разнообразные формы просвещения, как известные, традиционные, так и новые. При этом каждая из форм должна предполагать творческий, активный характер работы родителей (с родителями.)
Стремиться организовывать занятия систематически - не реже одного раза в месяц,при этом приурочивая их к родительским собраниям, чтобы не отнимать у родителей много времени, и проводить в небольших группах.
Всем заинтересованным в этой работе очень важно читать новейшую научно-методическую литературу, смотреть циклы передач т.п., т.е. изучать инновационный опыт.
Повышение педагогической культуры родителей должно стать традицией как школы, так и семьи.
Организация взаимодействий с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определённых правил общения с семьями учащихся.
-Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
-Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
-Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
-Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную группу.
Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интерес родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- степень авторитетности семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут примерно быть такими:
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам!
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
- То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!
Главными формами взаимодействия классного руководителями с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.
Для того, чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели возможность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.
Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьёй в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения.
Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на основании данных ответов планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.
Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.
К примеру, хороший эффект даёт встреча родительского комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призёрами различных соревнований. Это огромный стимул как для учащихся, так и для родителей для дальнейшего сотрудничества.
Результативными и полезными во взаимодействии школы и семьи являются также Дни открытых дверей в школе, в которые включены различные мероприятия для родителей (экскурсии, посещения уроков, мастер-классы, круглые столы, беседы с учителями и т.п.)
Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника Победы. На этой встрече рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения.
Данные мероприятия позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону. Однако, надо помнить о том, что такие встречи требуют серьёзной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога.
Огромное значение родительские встречи могут иметь в работе с проблемными детьми. Проблемными дети зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и принятия. Встречи с родителями других ребят авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребёнка могут сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.
Данные мероприятия позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону. Однако, надо помнить о том, что такие встречи требуют серьёзной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога.
Огромное значение родительские встречи могут иметь в работе с проблемными детьми. Проблемными дети зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и принятия. Встречи с родителями других ребят авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребёнка могут сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос