понедельник, 15 июня 2020 г.

В рамках цикла дистанционных  бесед с родителями детей инвалидов 
"Эмоциональный контакт с ребенком", публикуем конспект беседы от 15 июня   2020 г.










                                                    Беседа №12      
«Кризисы семьи ребенка-инвалида»
Цель данной беседы: познакомить родителей с кризисами семьи, помочь осознать проблемы и найти выход из кризиса.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Система построения занятия.
План занятия предусматривает три основные части:
I. Вводная часть (организационный момент).
II. Рабочее время (основная часть).
III. Обсуждение итогов (рефлексия).


Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной деятельности.
Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе.
По окончании каждого упражнения - рефлексия.
Третья часть - обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.
Размер группы: 8-12 человек.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1.     Вводная часть.
Организационный момент. Психолог знакомит родителей с целью проведения занятия, на что направлено содержание занятия.
2.     Основная часть – беседа.
Согласно научным взглядам, «кризис» означает момент разбалансировки системы, потери соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсами, существующими для их разрешения. Кризисы жизни являются одной из составляющих нормального развития человеческой жизни. Жизненные кризисы всех семей условно можно поделить на два вида: Кризис развития. Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак, взросление детей и т. д.). Кризис ситуации. Большинство кризисов попадают в эту категорию и являются непредсказуемыми стрессовыми факторами (потеря работы, развод, конфликты и др.).
 Семья, воспитывающая ребенка – инвалида — это семья с особым статусом, особенности и проблемы, которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей степени занятостью решением проблем ребенка. Все это приводит к закрытости семьи для внешнего мира, дефициту общения, частым отсутствием работ у матери, но главное — специфическому положению в семье ребёнка, которое обусловлено его болезнью. Ведь, согласно Э. Эриксону, основа для благополучного достижения интегрированной личности закладывается в детстве в процессах идентификации с родителями и значимыми близкими людьми.
Фундамент моральных ценностей детей подросткового возраста преимущественно выражен в ценностях и морали их родителей. Также и самоотношение детей определяется в основном отношением к ним родителей. Ощущая и испытывая различные сложности возрастных изменений, подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и единомышленников, но взаимоотношения с родителями часто диаметрально противоположны — отягощены конфликтами, которые усложняют взаимопонимание. Ребенок взрослеет, и мир расширяет свои границы, для него становятся значимыми оценивание учителей и других взрослых, убеждения и ориентиры, разделяемые его сверстниками, которые в подростковом возрасте становятся референтной группой. Таким образом, кроме того, что подростки выносят из своего детства, дальнейшее развитие личности идет под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они идентифицируют себя в дальнейшем. Как нам всем известно, каждая семья в своем развитии проходит определенные кризисы, связанные первым годом семейной жизни, далее с появлением детей и другие. Семьи же, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, тоже проходят все эти кризисные этапы, но они осложнены гораздо более серьезными проблемами. Наиболее трудные, в психологическом плане, жизненные кризисы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями сводятся к следующим факторам: Выявление факта нарушения развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка.
Горе от безысходности. В старшем дошкольном возрасте ребенка, понимание того, что он не сможет учиться в общеобразовательной школе. В подростковом возрасте — осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом. Обособление от общества. В старшем школьном возрасте — трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства. Внутриличностный разлад. Не каждая семья проходит все вышеперечисленные кризисы, это зависит от заболевания ребенка. В случае если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.), то он не учится совсем, и для родителей навсегда остаётся «маленьким». В других семьях, если у ребёнка соматическое заболевание, то ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов. Помимо этих основных кризисов свой отпечаток на семьи накладывает и увеличение материально-бытовых, финансовых, жилищных проблем. Жилье обычно не приспособлено для ребенка с ограниченными возможностями. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач. Услуги для ребенка в таких семьях преимущественно платные: лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты и многое другое. Поддержание здорового психологического климата в такой семье требует больших моральных сил, так как психологическая напряженность в них возрастает из-за психологического угнетения детей, вызванного негативным отношением окружающих к их семье; такой ребенок редко общается с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке тревожного семейного климата. Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками.
Любой жизненный кризис, является ступенькой в развитии человека. Здесь он может проявить свою моральную и физическую силу, может выйти победителем или же наоборот надолго «застрять» в своих переживаниях, без каких-либо попыток рационального решения насущной проблемы. Существуют различные классификации кризисов семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, основанных на различных признаках. Мне хотелось бы остановиться более подробно на классификации, связанной с моментом узнавания родителями о проблемах с их ребенком. Поскольку, на мой взгляд, это очень важный и один из ответственных периодов семьи. На этом этапе семья вырабатывает свою стратегию отношения к данной проблеме и строит свою линию поведения на будущее. Условно можно выделить четыре кризиса. Первый кризис. Когда родители узнают в первые часы или дни после рождения ребёнка, что их ребёнок — инвалид, и тогда вместо радости, родителей ожидает огромное горе и непонимание происходящего.
Американский психиатр Ребекка Вулис типичными реакциями считает отрицание, печаль, гнев. Первая реакция — шок и отрицание. Затем наступает глубокая печаль и ощущения беспомощности, из-за невозможности повлиять на само заболевание, далее рождается гнев и разочарование. И только после этого происходит реальное осознание этого факта и начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям. Второй кризис. О том, что ребенок — нетипичный, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу. Это известие для родных и близких становится тяжелым ударом. Ведь они не замечали явных отставаний в развитии ребенка, и вот страшный приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной. Третий кризис, когда в подростковом периоде переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис «середины жизни» родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. Четвёртый кризисный период — период юношества, когда остро встают вопросы по формированию дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в кризисные периоды жизни таких семей, им особенна, необходима внутрисемейная сплоченность, адекватное понимание проблемы ими самими и, безусловно, социальная поддержка государства, а также чуткое отношение окружающих.
3.     Обсуждение итогов (рефлексия).
        Рефлексия приобретенного на занятии опыта.








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос