Ранний
возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития
ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним
происходят. Психологи утверждают, что личность человека, которая базируется на
его подсознании, формируется именно в первые три года жизни, а опыт,
приобретенный в это время, становится фундаментом, на котором будут развиваться
основы всей психики в уже более позднем возрасте.
К трем
годам жизни ваш ребенок превратился в
полноценную личность со своими характером, привычками, темпераментом, у него
свои особенности фигуры, поведения. Личность, со своими желаниями, интересами и
предпочтениями.
За три года малыш заметно подрос, овладел
новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным. Словарный
запас составляет до 1000 слов, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и
«почему?» Порой его многочисленные вопросы ставят вас в тупик. Наберитесь
терпения, не стоит прерывать ребенка, его стремление познать новое в окружающем
мире, ваша резкость может подавить в малыше его познавательные устремления.
Малыш хочет быть хорошим, ждет одобрения и похвалы со стороны взрослого. В этом
возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили.
В три
года дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми.
Ярко выраженная особенность данного периода — кризис трех лет. Кри́зис трёх
лет— возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к
дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся
личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а
также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
7 главных признаков кризиса
• Негативизм. Ребенок негативно
относиться ко всему тому, что исходит от взрослого, перестает беспрекословно
выполнять его просьбы, начинает делать все наоборот.
• Строптивость. Постоянное недовольство,
капризы, сопротивление нормам воспитания, образу жизни, который сложился до
трех лет.
• Упрямство. Ребенок постоянно
настаивает на своем, причем, не, потому что он этого хочет, а потому что он
этого потребовал.
• Своеволие.Ребёнок всё хочет делать
сам, постоянно борется за свою самостоятельность.
• Обесценивание. В глазах ребёнка
обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше.
Ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые
игрушки.
• Протест-бунт. Проявляется в частых
конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз
относились к его самостоятельности.
• Деспотизм. Ребёнок проявляет
деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать
все, что он требует.
Всё это
объясняется тем, что в возрасте 3–5 лет ребёнок пытается занять своё место
среди людей. Он пытается осознать свою индивидуальность и свои отличия от
других детей. Он ощущает себя личностью и делает всё, чтобы взрослые
воспринимали его как равного. Именно в это время маленький человек пытается
найти те занятия, которые ему по душе. Ему хочется во всём быть как взрослые, а
тот факт, что они всегда и во всём ему помогают, и приводит его к негативу.
Изменением поведения формируется характер, волевые качества.
Появляется
гордость за свои успехи, желание помочь, самостоятельность, чувство долга.
И дело даже не в том, как протекает этот
период, а какие изменения он повлечёт в характере ребёнка. А вот как долго
будет длиться процесс и как болезненно для ребёнка зависит напрямую от
родителей, их методов воспитания. Наказания и запреты без причин, ограничение
самостоятельности, подавление инициативы могут быть причиной острого протекания
данного периода
Родители
и их роль в семейном воспитании очень важны. И мамы, и папы должны помнить, для
полноценного развития личности важно не
то, сколько зарабатывает мама или папа, не то, кто чаще играет или гуляет с
ребенком, и кто покупает лучшие подарки,
а то, какой авторитет у
родителя формируется с самых первых дней жизни ребенка.
Участие
матери в воспитании ребенка особенно важным является в первые годы жизни крохи.
В этот период мама является и учителем, и воспитателем для малыша. Бережное,
доброжелательное, уважительное отношение к малышу позволяет ему проявлять
больше активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира Мама должна
передать малышу свои жизненные ценности, знания и установки. Однако это не
значит, что она должна навязывать малышу свои принципы и приоритеты, она должна
создать благоприятную атмосферу, чтобы у мальчика или девочки выработались свои
правильные взгляды на жизнь. Мама – это единственный человек, находясь рядом с
которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии
матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится
быть самим собой. Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему
мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром.
Есть
такое устоявшееся мнение, что для благополучного развития ребенка главное – это
внимание мамы. Но психологи утверждают, что роль папы не менее важна! Папа
должен быть полноправным участником воспитательного процесса с самых первых
дней жизни малыша. Ему необходимо включаться в жизнь ребенка, а это значит –
взять на себя ответственность за его благополучие, проводить с ним достаточное
количество времени, принимать участие в совместной деятельности и всегда быть
доступным для малыша, как физически, так и эмоционально. Роль матери в воспитании ребенка в семье,
наверное, переоценить невозможно. Но
женщина, которая находится в гармонии со своим мужем, закладывает такое же
будущее для своего чада. Мать должна проявлять к отцу детей уважение, заботу и
любовь, только в такой семье вырастут психологически здоровые и правильно
воспитанные дети.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос