«Если кто из художников был популярен на Руси — то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем». Александр БенуаВ своей книге «Мой Дагестан», размышляя о таланте человека, известный на весь мир поэт Расул Гамзатов озвучил интересную мысль: «Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии…». Пожалуй, это единственная мысль великого аварца, с которой можно не согласиться, или же оспорить.В противовес Расулу Гамзатову вспоминается не менее интересная мудрость: «Краса ветвей зависит от корней». По иронии судьбы эта мысль принадлежит советской аварской поэтессе, народной поэтессе Дагестана — Фазу Гамзатовне Алиевой.В искусстве действительно мало царствующих династий, но одна из них была, причем в русском искусстве и очень талантливая. Настолько, что все — и отец, и дети — все стали знаменитыми художниками. Конечно же — это династия Маковских. Родоначальником династии живописцев был Егор Иванович Маковский. Продолжателями стали его дети — Александра Егоровна, Константин Егорович, Николай Егорович, Владимир Егорович и его внуки.Все они были очень известны в художественных кругах, но всемирно известным и самым дорогим художником из династии стал старший из сыновей — Константин.Во второй половине XIX века Константин Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России. Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II — «мой живописец». Говорят, что именно из-за «обнаженных Русалок» К. Маковского Александр II впервые посетил выставку передвижников.По объемам продаж произведения Константина Егоровича Маковского сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров.Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.
Русалки. 1879, Демонстрировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году
Так Маковский просил у Третьякова за свой «Боярский свадебный пир в XVII веке» ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и «Пир» ушел к американскому ювелиру Шуману за… 60 000. При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского.
Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883, Музей Хилвуд, Вашингтон, США
Картина «Боярский свадебный пир в XVII веке», один из лучших шедевров
Маковского, пользовалась головокружительным успехом в 1883 году на Всемирной
выставке в Антверпене и удостоена самой высокой награды — Большой золотой
медали. Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник.
При работе над этой картиной художнику позировали жена Юлия Павловна
(именно ее лицо у невесты), ее сестра Екатерина и старший сын Сергей
В советское время Маковский был объявлен «вредным» художником и
оказался забыт, его работы были распиханы по запасникам, а потом раздаривались
дружественным зарубежным вождям. Так несколько полотен достались от щедрот даже
индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной
государственной картинной галереи.
Восточная женщина (Цыганка). 1878
Семейный портрет. 1882, Изображена Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой
Оставшиеся 56 лет жизни Юлия Павловна прожила в семье сына Сергея. Она
в эмиграции, во Франции, помогала сыну писать очерк об отце, который писать ему
было особенно тяжело; он так и не смог его простить.
А Константин Маковский 6 июня 1898 года женился на Марии Матавтиной, и
суд узаконил их детей. К тому времени родились также дочери Ольга и Марина.
После появился на свет и сын Николай. Художник продолжал использовать в
качестве моделей и детей от третьего брака и свою новую жену.
Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате
несчастного случая. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на
извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули,
перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар
головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее
операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком
сильной дозы хлороформа. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная
трудов, радостей и успеха.
Факты из жизни К. Маковского
«Тем, что из меня вышло, я считаю себя обязанным не академии, не
профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К.Маковский.
В детстве все интересно. Облезлая ворона смешно пила из лужи. На
Ленивке чистоплотный мужик торговал вкусным малиновым квасом. В магазине на
Тверской итальянец Джузеппе Артари раскладывал эстампы, выписанные из-за
границы.
«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости
зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты
встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом
тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их…
Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей,
делая их добрее и лучше»
Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось
на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу». Двенадцати
лет он поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были
Скотти, Зарянко, Тропинин. Живописную манеру последнего он усвоил в
совершенстве — копию Маковского с тропининского портрета не отличить было от
оригинала. Еще находясь в «Школе» он получил от Академии малую серебряную
медаль за карандашный этюд (1857).
***
Особенно известной в творчестве художника была картина «Дети, бегущие
от грозы», изображающая простой, но исполненный драматизма сюжет из сельской
жизни.
Дети, бегущие от грозы. 1872, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дети здесь напоминают сказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца
Иванушку. Художника привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее
природу и детей. В пейзаже, пронизанном ветром, запечатлено переменчивое
состояние природы: чередование света и тени, разнообразие оттенков неба – от
темно-лилового до золотисто-желтого. Колеблющиеся верхушки растений, бегущие
облака подчеркивают движения детей, подгоняемых ветром. Шаткий мостик
прогибается под торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится гроза. А
внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы – тишина и покой.
***
***
Кисти Маковского принадлежит самое большое станковое полотно в России –
картина «Воззвание Минина к нижегородцам», которую он писал шесть лет.
Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е. Государственный Русский музей, С.-Петербург
***
Особенно интересным направлением в творчестве художника был образ
«Боярышень» и русских красавиц в национальных костюмах — более 60-и полотен, и
все они яркие, насыщенные и уникальные. Одни из самых известных:
Боярыня у окна. 1885
Под венец. 1884
«Гадание» (1915)
***
1880-е раскрыли Маковского как автора портретов и создателя исторических полотен. На парижской Всемирной выставке 1889 года художник получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Суд Париса» и «Демон и Тамара» (1889).
Смерть Ивана Грозного. 1888. Государственный Русский музей, С.-Петербург
«Суд Париса»
Демон и Тамара. 1889
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос