пятница, 10 ноября 2017 г.

Что такое адаптация, и как она происходит?

Здравствуйте. Моему сыну 2 года,в августе мы пошли в садик.И столкнулись с такой проблемой,что сын совсем не может привыкнуть к новой обстановке,к деткам,к воспитателям.Каждый поход в сад сопровождается истериками,слезами.Подскажите,как долго будет ребенок привыкать к садику.Как ему помочь в этом?
Екатерина.

Здравствуйте,Екатерина.Спасибо за вопрос.Очень часто родителей волнует проблема адаптации ребенка к детскому саду. Что же такое адаптация ,и как она происходит?Для  ребенка детский сад – новое, еще неизвестное пространство, с новым окружением и новыми отношениями.




Каждый ребенок к новым условиям привыкает по-своему.
Процесс адаптации, ее длительность зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Адаптация может быть легкой, тяжелой и средней.
Средняя адаптация: Ребёнок может 2-3 недели плакать в саду и при расставании с мамой. Имеет плохой аппетит. Не умеет сам себя обслуживать. Причина такой адаптации, скорее всего, кроется в погрешностях воспитания, не умении ребёнка идти на контакт с другими детьми, а так же индивидуальными особенностями ребёнка. 
Лёгкая адаптация: Ребёнок привыкает к детскому саду за одну неделю, расставаясь с мамой, утром может плакать, но очень быстро успокаивается. Охотно идёт на контакт со взрослыми, сам ходит на горшок. Имеет хороший аппетит. 
Тяжелая адаптация может длиться месяцами.
 Ребёнок может плакать в саду и при расставании с мамой бесконечно долго.
Причина - нестабильные отношения в семье, где взрослые ссорятся друг с другом при ребёнке, отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада и пр. 
Плохо адаптирующиеся к условиям детского сада дети часто болеют, особенно простудными заболеваниями.
«Как поддержать ребенка в период адаптации?»
* Создайте спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, - на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
* В этот сложный период эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Говорите малышу: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
* Вне детского сада старайтесь посвящать все свое время малышу - гуляйте, играйте с ним, чтобы он не почувствовал, что его "бросили".
* В первое время ни в коем случае не оставляйте ребенка в д/с на целый день, а в последующем также старайтесь не забирать его одним из последних.
* Не наказывайте за капризы, не реагируйте грубо на изменения в его поведении.
* Укрепляете иммунитет ребенка путем закаливания, оздоровления, приема витаминов.
Если ребенок не хочет идти в детский сад
* Используйте приемы "заманихи": игрушка хочет в гости в детский сад: сапожки хотят погулять по дорожкам сада; нужно что-то отнести воспитателю и детям; вкусная котлетка ждет, когда малыш ее съест; подушечке грустно от того, что никто ее не обнимает.
* Перед вечерним туалетом вместе готовьтесь к детскому саду: какую игрушку возьмете "в гости", что наденете (одежду повесить на стульчик), выполнено ли поручение воспитателя (подточить карандаши или подготовить набор цветной бумаги). Все сложите в пакет или в сумку (как в школе!).
* Часто сони охотнее встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика.
* Если в семье есть человек, с которым малыш расстается очень плохо, то этому домочадцу лучше выйти из дома до того времени, как малыш проснется.
* Если ребенок не хочет одеваться сам в детский сад, оденьте его без обид и грубости, приговаривая: "Какой ты у меня большой, а когда-то был совсем маленький. Скоро ты еще подрастешь и будешь одеваться сам, как папа (другое значимое лицо)".
* Если ребенок боится входить в группу, где много детей, приходите пораньше, когда детей мало или вообще первыми. У воспитателя будет возможность пообщаться подольше лично только с вашим ребенком.
* Поближе познакомьтесь с мамой, чей ребенок симпатичен вашему, гуляйте вместе, сходите в гости. У малыша появится желание увидеть друга в детском саду.
Практические рекомендации
* Приучайте ребенка быть самостоятельным. В д/с ему понадобятся определенные навыки. Рекомендации о том, как научить и с чего начать, вы можете получить у вашего воспитателя. Хорошо, если малыш будет уметь самостоятельно кушать, хотя бы частично одеваться-раздеваться и, конечно, ходить на горшок.
* Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже в выходные дни). Вечерние часы не насыщайте шумными играми, длительным просмотром телепередач, чтением незаконченных сказок.
* Не делайте больших перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
* Одевайте ребенка в садик не по принципу "последних тенденций в моде", а удобства и комфорта. По опыту родителей, самой практичной одеждой являются колготы, легкие футболки или рубашки (в зависимости от сезона), сандалии на липучках. С собой обязательно нужно давать запасной комплект (лучше - несколько) одежды в случае "непредвиденных обстоятельств". Для тех детей, кто еще не слишком хорошо освоил горшок, необходимо оставлять памперсы (как правило, они используются во время прогулок и сна).
Во время процесса адаптации будьте внимательны и терпимы с малышом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос