ВОПРОС:
Добрый день, уважаемые специалисты. Меня очень волнует один вопрос. Как обращаться с собственными страхами и со страхами своего ребенка. Моему сыну 9 лет, примерно 2 года назад начал бояться темноты, я и разговаривала с ним и ругала, ничего не помогает. Пару месяцев назад и за собой начала замечать приступы страха, когда нахожусь в темной комнате.
Анна, 35 лет.
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Анна. Ваша проблема актуальна, большинство людей как сознательно, так и бессознательно чего-то или кого-то боятся, но у каждого это проявляется в разной степени. Давайте по порядку разберемся с тем, что же такое «страх» и как с ним уживаться.
Страх – это не какая-то гадость, которая в нас встроена, а полезный адаптационный механизм, помогающий выживать. Как он помогает? Он предупреждает нас об опасности. Это если мы правильно им пользуемся. А если мы им пользоваться не умеем, то тот же самый страх становится мучительным и приносит нам неприятности. Из этого следует несколько важных моментов.
1. Страхи есть у всех и всегда. Только мы их либо замечаем, либо нет.
2. Иногда люди думают, что они ничего не боятся. Они так и говорят: «Я ничего не боюсь». Психологи соглашаются с ними, но только наполовину: «Вы думаете, что ничего не боитесь. Это происходит от того, что вы привыкли не замечать свои страхи, а не от того, что их нет».
3. От страха невозможно «избавиться». Он нужен нам, он является важной частью нашей психики. У него есть важнейшая задача: предупредить об опасности. Здоровый страх необходим.
4. Часто наши клиенты просят «избавить их от страха». Для психолога такой вопрос звучит примерно как «у меня рука мешает мне, давайте ее уберем». Поэтому ответ для психолога совершенно очевидный, а для клиента – довольно неожиданный: «не нужно избавляться, ваша проблема именно от того, что вы пытаетесь от него избавиться, но можно научиться им пользоваться, давайте расскажу, как».
5. Чтобы сделать себе хорошо, нам не нужно избавляться от страха. Наша задача – научиться им пользоваться. Относиться к нему как к советчику, а не как к врагу. И тогда он станет переносимым. Жаль, что этому не учат в школе.
Страхи делятся на рациональные (полезные, хотя и неприятные) и иррациональные (бесполезные и мучительные).У рационального страха всегда есть конкретная и абсолютно реальная опасность. Это может быть угроза жизни, здоровью, социальному статусу или финансовому благосостоянию. Ключевое здесь то, что угроза реальна.
При иррациональном страхе угроза надумана или ее нет вообще. Но чувство страха есть и чувство это вполне реальное. Бывает, что такого человека называют симулянтом. Это от того, что люди не понимают, как можно чувствовать страх, когда нет никакой реальной угрозы. Поэтому повторю: угрозы нет, угроза нереальна, но страх есть, вполне реальный сильный страх. Сюда относятся все фобии, панические атаки и пр.
Страх – это не какая-то гадость, которая в нас встроена, а полезный адаптационный механизм, помогающий выживать. Как он помогает? Он предупреждает нас об опасности. Это если мы правильно им пользуемся. А если мы им пользоваться не умеем, то тот же самый страх становится мучительным и приносит нам неприятности. Из этого следует несколько важных моментов.
1. Страхи есть у всех и всегда. Только мы их либо замечаем, либо нет.
2. Иногда люди думают, что они ничего не боятся. Они так и говорят: «Я ничего не боюсь». Психологи соглашаются с ними, но только наполовину: «Вы думаете, что ничего не боитесь. Это происходит от того, что вы привыкли не замечать свои страхи, а не от того, что их нет».
3. От страха невозможно «избавиться». Он нужен нам, он является важной частью нашей психики. У него есть важнейшая задача: предупредить об опасности. Здоровый страх необходим.
4. Часто наши клиенты просят «избавить их от страха». Для психолога такой вопрос звучит примерно как «у меня рука мешает мне, давайте ее уберем». Поэтому ответ для психолога совершенно очевидный, а для клиента – довольно неожиданный: «не нужно избавляться, ваша проблема именно от того, что вы пытаетесь от него избавиться, но можно научиться им пользоваться, давайте расскажу, как».
5. Чтобы сделать себе хорошо, нам не нужно избавляться от страха. Наша задача – научиться им пользоваться. Относиться к нему как к советчику, а не как к врагу. И тогда он станет переносимым. Жаль, что этому не учат в школе.
Страхи делятся на рациональные (полезные, хотя и неприятные) и иррациональные (бесполезные и мучительные).У рационального страха всегда есть конкретная и абсолютно реальная опасность. Это может быть угроза жизни, здоровью, социальному статусу или финансовому благосостоянию. Ключевое здесь то, что угроза реальна.
При иррациональном страхе угроза надумана или ее нет вообще. Но чувство страха есть и чувство это вполне реальное. Бывает, что такого человека называют симулянтом. Это от того, что люди не понимают, как можно чувствовать страх, когда нет никакой реальной угрозы. Поэтому повторю: угрозы нет, угроза нереальна, но страх есть, вполне реальный сильный страх. Сюда относятся все фобии, панические атаки и пр.
Иррациональный страх берется из рационального. Как это происходит?
1. На первом этапе человек чувствует обычный рациональный страх, но подавляет его, например, так:
• не буду об этом думать, лучше съем конфетку,
• я должен быть сильным и справляться,
• мужики не боятся,
• я этого не боюсь, просто я не хочу об этом думать
и другими способами человек объясняет себе, что страха (как будто бы) нет.
2. Подавленный страх уходит в бессознательное. То есть страх как чувство остается, а понимание, по какому поводу страх – теряется, потому что человек старательно пытается этот страх забыть.
3. Существующему страху бессознательное ищет и придумывает ложный повод, чего бы побояться. Иррациональный страх готов.
Бессознательная логика: я не знаю, что именно страшное случилось и чего нужно бояться, поэтому на всякий случай буду бояться всего, особенно всего нового, вдруг оно опасное.
То есть иррациональный страх – это поверхностный симптом, а его причина всегда лежит чуть глубже. За каждым иррациональным страхом обязательно стоит настоящий страх, рациональный, и соответствующая этому реальная опасность, но этого человек уже не помнит.
В работе со страхом мы идем в обратном направлении:
1. Психолог помогает человеку понять, что его страх иррациональный. Что та угроза, которую он себе придумал, нереалистична. Обычно клиент и сам это осознаёт.
2. Выясняем, какой настоящий страх стоит за иррациональным. Для этого его нужно вспомнить, понять чего на самом деле боится клиент.
3. Осознаём в чем опасность. Советуемся со страхом, принимаем тот сигнал, который он нам посылает.
4. Работаем с настоящим страхом, а значит, с настоящей опасностью. Что можно сделать, чтобы избавиться от опасности? Какие меры принять? Как себя защитить? Что сделать, чтобы страх был переносимым?
В итоге у нас два пути: избегать страха и брать его в союзники, советоваться с ним. Именно для этого он и нужен. Первый путь ведет в никуда. Второй делает страх переносимым, а нас взрослее и сильнее.
1. На первом этапе человек чувствует обычный рациональный страх, но подавляет его, например, так:
• не буду об этом думать, лучше съем конфетку,
• я должен быть сильным и справляться,
• мужики не боятся,
• я этого не боюсь, просто я не хочу об этом думать
и другими способами человек объясняет себе, что страха (как будто бы) нет.
2. Подавленный страх уходит в бессознательное. То есть страх как чувство остается, а понимание, по какому поводу страх – теряется, потому что человек старательно пытается этот страх забыть.
3. Существующему страху бессознательное ищет и придумывает ложный повод, чего бы побояться. Иррациональный страх готов.
Бессознательная логика: я не знаю, что именно страшное случилось и чего нужно бояться, поэтому на всякий случай буду бояться всего, особенно всего нового, вдруг оно опасное.
То есть иррациональный страх – это поверхностный симптом, а его причина всегда лежит чуть глубже. За каждым иррациональным страхом обязательно стоит настоящий страх, рациональный, и соответствующая этому реальная опасность, но этого человек уже не помнит.
В работе со страхом мы идем в обратном направлении:
1. Психолог помогает человеку понять, что его страх иррациональный. Что та угроза, которую он себе придумал, нереалистична. Обычно клиент и сам это осознаёт.
2. Выясняем, какой настоящий страх стоит за иррациональным. Для этого его нужно вспомнить, понять чего на самом деле боится клиент.
3. Осознаём в чем опасность. Советуемся со страхом, принимаем тот сигнал, который он нам посылает.
4. Работаем с настоящим страхом, а значит, с настоящей опасностью. Что можно сделать, чтобы избавиться от опасности? Какие меры принять? Как себя защитить? Что сделать, чтобы страх был переносимым?
В итоге у нас два пути: избегать страха и брать его в союзники, советоваться с ним. Именно для этого он и нужен. Первый путь ведет в никуда. Второй делает страх переносимым, а нас взрослее и сильнее.
Взять страх в союзники, посоветоваться с ним для меня означает задать себе несколько вопросов и найти на них ответ:
• О чем предупреждает меня мой страх, о какой опасности?
• Что я могу сделать с этой опасностью? Какие меры принять? Как могу себя защитить?
Трудность в том, что если страх есть, значит, ответа на эти вопросы у человека пока нет. И найти их – это задача непростая, зато творческая и интересная.
Как можно работать с детскими страхами:
1) проигрывание ситуации страха
- сменой ролей – представить ребенку себя страхом, пережить его ощущения и понять, что он тоже когда-то был маленьким, сам чего-то боялся…
- игра в прятки - ребенок должен быть водящим. То есть искать испуганного ребенка (вы в роли этого ребенка). Когда водящий ребенок найдет испуганного ребенка-родителя (роль) – он почувствует свою силу-смелость (закрепит ее)
- игра в переодевание – буквально одеться в костюм страха и рефлексировать – проговорить, что страх чувствует, ощущает, каково ему, какой он «не страшный» внутри себя и совсем не опасный
2) рисование: нарисовать 4 рисунка
– нарисовать свой страх,
- себя со трахом,
- вымышленного героя-победителя страха,
- себя в качестве героя – победителя страха.
В итоге должны быть изменения на рисунках такие: если на 1-м рисунке страх огромный , а ребенок маленький и внизу листа. То на последнем все наоборот .
- проживание страшной ситуации вместе со взрослым – например, со свечой обследовать комнату, где спит малыш. Спросить ребенка, где живет его страх (обычно – под кроватью или в углу). Подойти в темной комнате со свечкой в этот угол, заглянуть под кровать и спросить, что он там видит? Ребенок сам должен проговорить, что он там ничего не увидел. Затем задуть свечу. Предупредив об этом ребенка. Затем зажечь свечу и потом попросить ребенка задуть свечу и вместе выйти из комнаты. Потом попросить ребенка при открытой двери зайти одному. И так до тех пор, пока ребенок сможет свободно обходится без света и взрослого. Можно это сделать не за один день, а поэтапно, постепенно. При этом очень важно:
– не спешить, ободрять ребенка, поддерживать и хвалить!
- обращаться с ребенком, как с Личностью с уважением, доверием, верой в него.
Не нужно забывать, что целью страха ребенка может быть манипулирование для получения родительского:
- внимания
- любви
- сочувствия
- поощрения
- заботы.
• О чем предупреждает меня мой страх, о какой опасности?
• Что я могу сделать с этой опасностью? Какие меры принять? Как могу себя защитить?
Трудность в том, что если страх есть, значит, ответа на эти вопросы у человека пока нет. И найти их – это задача непростая, зато творческая и интересная.
Как можно работать с детскими страхами:
1) проигрывание ситуации страха
- сменой ролей – представить ребенку себя страхом, пережить его ощущения и понять, что он тоже когда-то был маленьким, сам чего-то боялся…
- игра в прятки - ребенок должен быть водящим. То есть искать испуганного ребенка (вы в роли этого ребенка). Когда водящий ребенок найдет испуганного ребенка-родителя (роль) – он почувствует свою силу-смелость (закрепит ее)
- игра в переодевание – буквально одеться в костюм страха и рефлексировать – проговорить, что страх чувствует, ощущает, каково ему, какой он «не страшный» внутри себя и совсем не опасный
2) рисование: нарисовать 4 рисунка
– нарисовать свой страх,
- себя со трахом,
- вымышленного героя-победителя страха,
- себя в качестве героя – победителя страха.
В итоге должны быть изменения на рисунках такие: если на 1-м рисунке страх огромный , а ребенок маленький и внизу листа. То на последнем все наоборот .
- проживание страшной ситуации вместе со взрослым – например, со свечой обследовать комнату, где спит малыш. Спросить ребенка, где живет его страх (обычно – под кроватью или в углу). Подойти в темной комнате со свечкой в этот угол, заглянуть под кровать и спросить, что он там видит? Ребенок сам должен проговорить, что он там ничего не увидел. Затем задуть свечу. Предупредив об этом ребенка. Затем зажечь свечу и потом попросить ребенка задуть свечу и вместе выйти из комнаты. Потом попросить ребенка при открытой двери зайти одному. И так до тех пор, пока ребенок сможет свободно обходится без света и взрослого. Можно это сделать не за один день, а поэтапно, постепенно. При этом очень важно:
– не спешить, ободрять ребенка, поддерживать и хвалить!
- обращаться с ребенком, как с Личностью с уважением, доверием, верой в него.
Не нужно забывать, что целью страха ребенка может быть манипулирование для получения родительского:
- внимания
- любви
- сочувствия
- поощрения
- заботы.
Поэтому задайте себе вопрос: достаточно ли я провожу времени со своим ребенком, качественно ли я с ним общаюсь или «отдаю дань», дергая и принижая своего ребенка? Может быть, и я сама порой манипулирую ребенком: «Если ты не съешь – я не дам тебе смотреть мультики…»? Честно ответьте на подобные вопросы и не удивляйтесь тому, откуда же ребенок "нахватался" манипулятивных способов поведения?
И главное – смой быть менее тревожной! Чем более спокойны сами родители, тем менее тревожен ребенок. Помните: ваши личные страхи и опасения передаются вашим детям. Ведь весь мир ребенка заключается в опоре на родителей. Спокойствие детей нарушится с разрушением уверенности у их родителей!
И главное – смой быть менее тревожной! Чем более спокойны сами родители, тем менее тревожен ребенок. Помните: ваши личные страхи и опасения передаются вашим детям. Ведь весь мир ребенка заключается в опоре на родителей. Спокойствие детей нарушится с разрушением уверенности у их родителей!
Психолог
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос