понедельник, 3 октября 2016 г.

Как рассказать ребенку о смерти бабушки?


ВОПРОС:
Добрый день, у нас в семье случилось горе, умерла бабушка. Моему сыну 5 лет, он очень любил бабушку и постоянно проводил с ней время. Бабушки нет уже месяц, а сыну мы так и не сказали о смерти. Как быть в такой ситуации? Он каждый день спрашивает о ней.

Марина

ОТВЕТ:
Добрый день, Марина.

Да, действительно, самое сложное для взрослого - это сообщить ребенку о смерти близкого. Когда умирает близкий человек, это всегда тяжело для всей семьи. Будет очень большой ошибкой вообще не сказать об этом ребенку или сообщить: "Твоя бабушка уехала и когда-нибудь обязательно вернется". Ребенок чувствует эмоциональное состояние, в котором находятся взрослые. Необходимо ребенку рассказать о смерти близкого, лучше всего, если это сделает кто-то из родных или тот, кому ребенок доверяет, дать попрощаться ребенку с бабушкой, у детей психика более устойчивая, чем у взрослых. Подумайте о том, каким образом ребенок может попрощаться с умершим: это может быть письмо внука к бабушке, стихотворение, рисунок для бабушки или что-то еще. Очень важно показать ребенку, что когда человек умирает, память о нем живет в сердцах других людей, в его делах, в детях. В беседе с ребенком говорите о своих чувствах, как вы грустите, как хочется плакать… Однако такое состояние не должно затягиваться надолго. Выходите на светлые позитивные чувства о бабушке.


Любое горе требует времени на проживание, и только прожив эту эмоцию человек способен вернуться к полноценной жизни. Когда умирает близкий человек, это всегда тяжело для всей семьи. Но будет очень большой ошибкой вообще не сказать об этом ребенку или сообщить: "Твоя бабушка уехала и когда-нибудь обязательно вернется". Ребенок чувствует эмоциональное состояние, в котором находятся взрослые. Необходимо ребенку рассказать о смерти близкого. Лучше всего, если это сделает кто-то из родных или тот, кому ребенок доверяет. В этот момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, возможно, взять на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут.

Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Часто дети не верят: "Ты говоришь неправду", могут кричать, проявлять агрессию. Здесь взрослому надо проявить понимание и спокойствие. Объясните ребенку факты простым языком; будьте осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в подробностях. Ребенок сам будет задавать вопросы по мере их возникновения, пытаясь осознать ту или иную реальность. Любое горе требует времени на проживание, и только прожив эту эмоцию, человек способен вернуться к полноценной жизни.

Таким образом, важно донести до ребенка горькую правду при первой же возможности. И быть рядом, помогая малышу пережить утрату. В зависимости от возраста, осознание может прийти к ребенку не сразу. Постепенно взрослея, он будет возвращаться к пережитому и наделять смерть близкого все новыми смыслами, осознавать ее глубже и глубже.

В контексте вашего вопроса, важно также упомянуть и этапы переживания горя.



В эмоциональном состоянии человека, перенесшего утрату близкого, различают 5 этапов:

1. Шок, отрицание (это ошибка, этого не случилось, на самом деле всё не так).
Короткий период неверия, когда нам трудно поверить в то, что произошло, и еще какое-то время мы можем вопреки всякой очевидности ждать и надеяться, что умерший оживет, встанет и опять будет с нами. Ребенок в этот период находится в поиске утраченных связей, вся его эмоциональная система настроена на ожидание каких-то сигналов от потерянного человека. На этом этапе ребенку может слышаться голос умершего, шум его шагов или привидеться его фигура на улице;

2. Агрессия (это всё из-за вас, это вы виноваты, пока вы тут радуетесь, у меня горе).
В этот период у детей растет тревожность, они становятся особенно ранимы, легко уязвимы, капризны и агрессивны.

3. Торг (если я сделаю что-то, то ситуация улучшится, надо только захотеть и правильно «договориться»).
Осознание факта потери. Когда уходит близкий человек, мы начинаем задумываться о том, все ли мы делали "правильно" при его жизни. В памяти всплывают ссоры, неосторожно сказанные слова, несовершенные поступки - словом, все то, что омрачало наши взаимоотношения, мы испытываем чувство вины. У ребенка это чувство вообще легко пробуждается, а особенно в случае смерти близкого человека. Ребенку начинает казаться, что именно из-за него случилось это несчастье. Такое состояние может не осознаваться ребенком и существовать только на уровне образов и чувств. 

4. Депрессия (всё ужасно, всё плохо, ситуация безвыходная).

5. Принятие (я ничего не могу исправить и понимаю, что это так, не испытываю бессилия и ужаса от этого).
Постепенно острота пережитого притупляется, жизнь возвращается в прежнее русло. На этом этапе ребенок ищет новый объект любви и привязанности, способный заполнить пустоту, образовавшуюся в душе после потери близкого. 


В данный период у ребенка могут наблюдаться симптомы неадекватного преодоления тяжелой утраты:

- постоянное желание ребенка прильнуть к родителям, что является необычным для поведения данного ребенка;

- постоянные ночные кошмары, бессонница;

- отчуждение от семьи и друзей;

- необычные проявления враждебности в поведении ребенка;

- повышение нервозности и снижение уверенности в себе;

- частые состояния общего недомогания безо всякой причины (головные боли, боли в животе), т.е. психосоматические расстройства;

- проблематичное поведение и/или сниженная работоспособность в школе;

- неспособность сконцентрировать свое внимание на учебе.

В этом случае важно понимать и знать, как помочь снять стресс.
  • В беседе с ребенком говорите о таких чувствах как гнев, грусть, ответственность, боязнь, угнетенное состояние, желание плакать или даже умереть.

  • Подумайте о том, каким образом ребенок может попрощаться с умершим; это могло бы быть письмо, стихотворение, рисунок, или что-то еще. Очень важно показать ребенку, что когда человек умирает, память о нем живет в сердцах других людей, в его делах, в детях. 

  • Побудите ребенка к тому, чтобы он всегда приходил к вам, если у него возникнут какие-либо вопросы. Именно близкие люди должны помочь ему; дать правильную, верную информацию. 

  • Дайте ребенку уверенность. Дети должны знать, что о них заботятся, что есть кто-то, на кого они могут рассчитывать. Полезно не изменять обычный распорядок дня. Важно не изолировать ребенка ни физически, ни эмоционально.

  • Принимайте во внимание сны ребенка; обсуждайте их с ребенком. Страхи можно проработать с помощью рисунков или лепки из пластилина, сочинения сказок с хорошим концом. Читайте ему сказки, истории, где завуалировано показана смерть или ее образ. Например, умирание зимы, таяние снега, но приходит весна, и жизнь продолжается…

  • Найдите ребенку маленький красивый предмет, возможно, разноцветный камушек, чтобы он мог носить его с собой. Сделайте крошечную куклу (или просто человечка, если мальчик говорит, что не хочет играться с куклами) из палки, ниток или скрученной бумаги и другого материала. Она будет служить ребенку для того, чтобы рассказывать ей шепотом о своих бедах; он сможет положить ее под подушку или носить в кармане.

Ребенку, переживающему смерть близкого, в большинстве случаев будет полезной специальная работа с детским психологом, позволяющая смягчить переживания, справиться с ними в менее травматичной форме. Рекомендуется обратиться к специалисту и тогда, когда ребенок переживает горе очень остро, и, наоборот, когда он замкнулся в себе, и никак не проявляет своих чувств. Особенно актуально это и в ситуации, когда другие близкие ребенка сами очень тяжело переживают случившееся и не могут полноценно помочь малышу.

Поэтому приглашаем вас, Марина, к нам в центр "Преображение" для оказания специальной психологической помощи в этой непростой жизненной ситуации.

Психолог.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос