понедельник, 29 февраля 2016 г.

Не хочу в школу!


ВОПРОС:
«Помогите, ребенок не хочет ходить в школу, не знаем, что делать».
Родители.

ОТВЕТ:
Нежелание ходить в школу, школьная неуспеваемость – это способ ребенка сообщить взрослым, что в его жизни есть сложности и ему требуется помощь. Причиной нежелания ходить в школу могут быть и отношения в классе, и отношения с учителем. Причем ребенку иногда проще рассказать ситуацию постороннему человеку, например, психологу. Причина – страх, что разговор с родителями только ухудшит его ситуацию в школе.

У самых младших школьников – первоклассников – одной из причин нежелания учиться может быть сложность перехода из детского сада в школу. Наверное, вы не раз слышали, как взрослые говорят ребенку: «Теперь ты большой. Все, детство кончилось. Теперь ты будешь учиться, а не играть» Понятно, что детство так резко закончиться не может. И постепенный переход от игры к учебной деятельности важно прожить. Если есть сильный запрет на игру, то кабинет психолога может помочь ребенку адаптироваться к новой школьной ситуации – проиграть с помощью игрушек то, что происходит в школе – в классе, с учителем. Такая игра поможет родителям увидеть, как идет процесс адаптации ребенка и важность игры в этом процессе. А еще – принять тот факт, что детство продолжается и переход во «взрослую жизнь» требует времени. Таню ко мне на консультацию привела мама в конце второй четверти 1-го класса с жалобой: «Не хочет ребенок учиться, слезы, истерики каждый день, как только садимся за уроки. Ей бы все играть. Привожу из школы домой, а она, вместо того чтобы садиться за уроки, играет. «А во что играет?» – спрашиваю я. Мама отвечает: «А я не знаю, мне неинтересно. Мне важно, чтобы она училась хорошо, и мне не было бы стыдно за нее перед родными». Вот здесь мама и проговорилась: так воспитывали и ее саму, и в школе заставляли учиться, стыдили, игру обесценивали. И забыла она себя в 6 лет, как ей хотелось играть, и то забыла, что это – нормально! Таня стала играть в кабинете у психолога, проигрывая свои чувства, тревогу из-за школы и из-за высоких ожиданий со стороны мамы. Постепенно к работе подключили и маму. Она увидела, что Таня нуждается в ее поддержке как родителя, что все равно Таня – ребенок, хотя и учится уже в школе. Если ребенок играет, он успешнее адаптируется к новой роли. Если играть ему запрещают – то ему требуется большое напряжение, чтобы играть новую, пока непонятную роль взрослого ученика. И силы тратятся не на усвоение материала урока, а на попытку быть этим взрослым. Так как тема эта стала актуальной, школы тоже пытаются решить этот вопрос со своей стороны. Сейчас во многих начальных школах появились кабинеты с игрушками и пространством для игр, помогающие детям адаптироваться к новой роли. И здесь задача психолога – помочь ребенку выразить свои чувства, а родителю – принять и понять важность процесса игры для ребенка.
Вторая возможная причина, с которой сталкиваются родители и дети – перегрузки в школах, связанные с усложнением программ, переизбытком заданий и высокими требованиями даже к поступлению в школу. За последние примерно 17 лет в школьной системе многое изменилось, учебные планы в разных школах стали сильно отличаться. Появилось много частных школ, гимназий со специализированными программами. Если для родителей очень важно, чтобы ребенок учился именно в этой школе, например, потому, что она считается лучшей и вызывает уважение значимого для родителей социального окружения, то фраза, с которой они обращаются к психологу, звучит примерно так: «Мы менять школу точно не будем, и не уговаривайте – сделайте что-нибудь с ребенком, чтобы он успевал здесь». В этом случае можно выяснить, почему важна именно эта школа, какие там нагрузки и с чем не справляется ребенок. Задача психолога – помочь родителям увидеть и принять своего ребенка со всеми его возможностями и ограничениями. Для этого может понадобиться комплексная работа: нейропсихолога, психолога, также могут быть необходимы консультации невролога и психиатра. Все это создаст полную картину происходящего и позволит родителям, уже владея информацией, принимать решение.

Иногда за проблемами в школе на самом деле скрываются семейные неурядицы, о которых семья не готова говорить, равно как и что-либо с ними делать. И тогда ребенок, реагируя на ситуацию, начинает прогуливать школу. Успеваемость снижается. Родители в тревоге обращают внимание на школьную ситуацию, приводят ребенка к психологу. Постепенно, в работе, ребенок начинает что-то рассказывать, или психолог сам видит ситуацию. Когда появится ясность, начинают работать с настоящей причиной – это может быть развод родителей, потеря близкого, рождение следующего ребенка, напряженные отношения в семье… Если успешно идет работа с реальной проблемой, то ситуация в школе волшебным образом улучшается. Потому что здесь школьная неуспеваемость или нежелание ходить в школу – способ ребенка обратить внимание на нелады в семье. Василий учился в 5-м классе, когда родители обратились за помощью в связи с тем, что он вообще перестал учиться, хотя в младших классах занимался хорошо. Снизилась мотивация к учебе, перестал делать домашние задания. Когда я стала расспрашивать Василия о школе, он отвечал с большой неохотой. Менять в себе ничего не хотел: мол, если родителям надо, пусть сами и учатся. А вот когда речь зашла о ситуации в семье, то выяснилось, что уже много лет родители живут в одной квартире в соседних комнатах, ради детей делая вид, будто у них все хорошо. Но в последний год отношения у мамы с папой обострились, начались открытые скандалы и разговоры о разводе. Василий и его младшая сестренка чувствовали напряжение и очень переживали. Но поделиться своими чувствами с родителями боялись: им казалось, что это еще ухудшит отношения между ними. Василий стал хуже учиться, не мог сконцентрироваться на уроках и дома, пытаясь понять, что дальше ждет его с сестрой, так как в скандалах главной темой манипуляции было то, что каждый родитель говорил, что он детей не отдаст при разводе. Когда в дневнике у мальчика по— явились двойки, родителей стали вызвать в школу, и это их объединило. Они были совершенно единодушны во мнении, что ребенку нужна помощь. Однако два взрослых человека никак не связывали его школьные неуспехи и ситуацию в семье. Когда в процессе психологической работы выяснилась настоящая причина снижения мотивации к учебе, то учеба стала налаживаться, а родители стали реально заниматься решением своих вопросов с семейным психологом. Вот так мальчик Вася бессознательно пытался привлечь внимание родителей к себе и показать, что ему тоже плохо, а попутно объединить родителей в решении вопроса его неуспеваемости.


Подростковый возраст называют переходным, и это неслучайно: происходит переход от детства к юности и затем к этапу взросления. А тут еще окончание школы, выбор профессии… Потому-то уровень тревоги на этом этапе и у подростка, и у родителей повышается. И вот до выпуска всего ничего, а великовозрастное чадо в ус не дует и школу прогуливает. Или посещает, но без энтузиазма – просто отбывает часы. Нежелание учиться – проверенное средство заставить родителей обратить внимание на подростка. Иногда он так выражает свой протест против того, что папа и мама говорят с ним только об учебе, как будто в жизни ничего другого нет. В психологической группе для подростков 13–14 лет, которую я вела, я задала одному юноше вопрос: «Говорят ли с тобой родители не только об учебе, а еще о том, о чем ты думаешь, размышляешь, что для тебя важно?» Он ответил: «Да, этот вопрос они часто задают, только другим тоном: о чем ты вообще думаешь?! На носу экзамены!» Родителям страшно. Ребенку плохо. Помощь нужна и ему, и взрослым. Им нужно справиться с вполне обоснованными тревогами по поводу экзаменов и будущего своего ребенка. А ему – постепенно отделяться от родителей и брать на себя ответственность за свою учебу. Чтобы наладить диалог и понимание, психологам придется работать с обеими сторонами параллельно и лишь потом устраивать им встречу.


Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть: если ваш ребенок стал хуже учиться или совсем потерял интерес к школе, обратите на это внимание сразу. Постарайтесь понять причины и, если требуется помощь, обращайтесь к специалистам.

По материалам журнала "Здоровье школьника" №9 - 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос