ВОПРОС:
Добрый день! У нас в семье двое детей – Антон, 4 года и Саша, 2 года. Между ними вечно происходят ссоры. Недавно вот была такая ситуация: старший Антон щиплет Сашу за руку кричит: «Ты, балда, всегда ты мне мешаешь!» Оказалось, что Саша развалил башню, которую построил Антон. В итоге оба ревут, всем обидно. Что делать в таких ситуациях? Отругать обоих? Или только старшего? Развести по разным комнатам?
ОТВЕТ:
В данной ситуации лучше никого не ругать. А переключить внимание малышей.
Многие родители считают, что в некоторых ситуациях без наказания никак не обойтись. Однако всегда есть альтернатива…
Ссора в детской комнате.обычные споры во время еды, в магазине, или на игровой площадке… Ежедневно родители сталкиваются с подобными ситуациями. Если они в этот момент озлоблены и раздосадованы, нервничают или обижены, то реагируют соответствующим образом. Руганью, а может быть и криками, с типичными угрозами наказания типа «И никакого компьютера!», «Гулять не пойдешь!».
А вот чего не понимают многие родители, так это того, что ругань – это уже участь, пусть небольшая, наказания. А само наказание (каким бы оно ни было) имеет мало смысла, если не связывается с наказуемым, то есть нежелательным поведением. Тот, кто сразу же начинает кричать и бушевать, практически ничего не достигает. Ребенок быстро привыкает пропускать крик мимо ушей. К тому же он ничему не учится, потому что так и не узнает, что же он сделал неправильно. Так, часто практикуемый родителями запрет играть на компьютере обычно уже в дошкольном возрасте воспринимается только как демонстрация власти. Родителям, которые хотят на длительный срок разрядить обстановку на воспитательном фронте, надо попытаться перестроиться и отказаться от таких привычных поведенческих реакций, как ругань, угрозы и наказания. Ведь за акцией наказания часто скрывается (неосознанное) стремление установить контроль над другими, в данном случае, над ребенком. Тем не менее, когда родитель испытывает досаду или злость, надо, конечно, говорить об этом детям и объяснять почему. Только так у ребенка сможет развиться самоконтроль над собственными чувствами.
Вместо того, чтобы ругать, дайте ребенку почувствовать понимание, симпатию и поддержку, выведя его из критической ситуации, сделайте другое интересное предложение, переключив его внимание. Помните, что для ребенка в возрасте до 5 лет изгнание в другую комнату – это маленький конец света. Ведь слова «Вон с моих глаз!» - означают для ребенка: я тебя не люблю. Он все воспринимает буквально.
Таким образом, ругань и крики приводят к конфликтам, непониманию и плохому настроению, а вот убеждение сближает и дает результаты. Например, можно рассмотреть такую типичную ситуацию: сын украдкой добрался до лакомства, теперь на него кричат и ругают. А ведь можно так: мать реагирует спокойно и даже в чем-то идет навстречу. Одновременно она разъясняет ребенку последствия его поступка и пытается добиться понимания с его стороны: «Пожалуйста, в следующий раз спрашивай у меня. Зубному врачу и мне надо знать, сколько сладкого ты ешь».
Добрый день! У нас в семье двое детей – Антон, 4 года и Саша, 2 года. Между ними вечно происходят ссоры. Недавно вот была такая ситуация: старший Антон щиплет Сашу за руку кричит: «Ты, балда, всегда ты мне мешаешь!» Оказалось, что Саша развалил башню, которую построил Антон. В итоге оба ревут, всем обидно. Что делать в таких ситуациях? Отругать обоих? Или только старшего? Развести по разным комнатам?
Анна Сергеевна, мама.
ОТВЕТ:
В данной ситуации лучше никого не ругать. А переключить внимание малышей.
Многие родители считают, что в некоторых ситуациях без наказания никак не обойтись. Однако всегда есть альтернатива…
Ссора в детской комнате.обычные споры во время еды, в магазине, или на игровой площадке… Ежедневно родители сталкиваются с подобными ситуациями. Если они в этот момент озлоблены и раздосадованы, нервничают или обижены, то реагируют соответствующим образом. Руганью, а может быть и криками, с типичными угрозами наказания типа «И никакого компьютера!», «Гулять не пойдешь!».
А вот чего не понимают многие родители, так это того, что ругань – это уже участь, пусть небольшая, наказания. А само наказание (каким бы оно ни было) имеет мало смысла, если не связывается с наказуемым, то есть нежелательным поведением. Тот, кто сразу же начинает кричать и бушевать, практически ничего не достигает. Ребенок быстро привыкает пропускать крик мимо ушей. К тому же он ничему не учится, потому что так и не узнает, что же он сделал неправильно. Так, часто практикуемый родителями запрет играть на компьютере обычно уже в дошкольном возрасте воспринимается только как демонстрация власти. Родителям, которые хотят на длительный срок разрядить обстановку на воспитательном фронте, надо попытаться перестроиться и отказаться от таких привычных поведенческих реакций, как ругань, угрозы и наказания. Ведь за акцией наказания часто скрывается (неосознанное) стремление установить контроль над другими, в данном случае, над ребенком. Тем не менее, когда родитель испытывает досаду или злость, надо, конечно, говорить об этом детям и объяснять почему. Только так у ребенка сможет развиться самоконтроль над собственными чувствами.
Вместо того, чтобы ругать, дайте ребенку почувствовать понимание, симпатию и поддержку, выведя его из критической ситуации, сделайте другое интересное предложение, переключив его внимание. Помните, что для ребенка в возрасте до 5 лет изгнание в другую комнату – это маленький конец света. Ведь слова «Вон с моих глаз!» - означают для ребенка: я тебя не люблю. Он все воспринимает буквально.
Таким образом, ругань и крики приводят к конфликтам, непониманию и плохому настроению, а вот убеждение сближает и дает результаты. Например, можно рассмотреть такую типичную ситуацию: сын украдкой добрался до лакомства, теперь на него кричат и ругают. А ведь можно так: мать реагирует спокойно и даже в чем-то идет навстречу. Одновременно она разъясняет ребенку последствия его поступка и пытается добиться понимания с его стороны: «Пожалуйста, в следующий раз спрашивай у меня. Зубному врачу и мне надо знать, сколько сладкого ты ешь».
Нет сомнений, что для детей обязательно нужно устанавливать необходимые правила и границы, касающиеся порядка и безопасности. Но столь же необходимы позитивное подкрепление, понимание и одобрение. А это достигается не критикой плохого, а подчеркиванием хорошего. Конечно, можно и покритиковать, но только по делу. Трудно разрешать проблемы, находясь во власти эмоций. Но если родители попытаются изменить свое поведение, то увидят, что и в детях что-то меняется. Дети меняются легче, чем взрослые.
Психолог
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос