ЗАИКАНИЕ во всём мире признаётся как сложная
теоретическая и практическая проблема. Внешне заикание выражается в том, что
речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями. Это
происходит из-за судорог в речевом аппарате. Сложность этого расстройства
заключается в том, что такая особенность речи сказывается на всей личности
говорящего.
При появлении заикания имеет значение:
Возраст ребёнка (чаще, это дети 2-6 лет, имеются
лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7 лет)
Наличие органического поражения
мозга. Заикание может возникнуть и в результате физической травмы
(чаще всего ушиб головы), инфекционного заболевания головного мозга.
Состояние
нервной системы
ребёнка (повышенная впечатлительность, тревожность, робость, впечатлительность,
колебания настроения, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость, трудности
привыкания к новым условиям).
Темп
речевого развития
(слишком быстрый темп развития делает формирующуюся систему речи более ранимой,
но и при задержке речевого развития ребёнок может не справиться со слишком
большой для него речевой нагрузкой).
При систематическом
психологическом
травмировании
ребёнка (например, запугивании), у ребёнка постепенно может сформироваться страх
речи, а вследствие него - заикание.
Наличие левшества (у таких детей наблюдаются высокая общая
эмоциональность, боязливость, тревожность).
Наследственная
предрасположенность,
наличие заикания у близких родственников или друзей (заикание по подражанию).
Ускоренный
темп речи
самого ребёнка и его родителей.
Мальчик
или девочка?
(у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек).
Как правило, сочетание нескольких перечисленных причин
приводит к заиканию.
В отечественной
логопедии разработан оригинальный подход в оценке клинической картины заикания.
Так было замечено, что помимо судорожных запинок, заикание включает в себя
нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим
поражением ЦНС, в других случаях с невротической реакцией.
Это позволило выделить
две клинические формы заикания – невротическую
и неврозоподобную.
ТАКТИКА КОРРЕКЦИИ В
КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗЛИЧНОЙ!
Результат избавления
зависит от адекватности лечения,
продуманных занятий с логопедом и от личностных особенностей пациента. Если ко
всем относиться одинаково, то кому-то можно помочь, кому-то нет, а кого-то
можно сделать тяжким инвалидом.
Невроз может
появиться не только у детей, но и у подростков. В одних случаях под влиянием сильного
испуга речь вначале исчезает, а потом восстанавливается, но уже с заиканием. В
других – под влиянием психической травматизации (в основном хронической)
постепенно формируется страх речи, а вследствие него - заикание. Поэтому, когда ребёнок волнуется, боится говорить, он
заикается; если не волнуется - говорит превосходно. Хорошо, если таких больных лечат психотерапевты.
Для них проводят сеансы внушения в бодрствующем и гипнотическом состоянии,
внушают веру в себя, веру в излечение, используют коллективную психотерапию и
т.д.
Со стороны
родных и близких необходимо максимально
щадящее отношение к ребенку, необходимо всячески отвлекать его от речевого
дефекта.
Лица с подобными
нарушениями не переживают свой дефект, они относятся к нему равнодушно. За ними
часто можно заметить некоторую инфантильность: «Я умею говорить без заикания,
но не хочу следить за собой». Могут сказать: «Да, я хочу избавиться от
заикания», но в действительности, без напоминания со стороны не утруждают себя
необходимостью следить за речью. Даже если заикание очень выражено, переживаний,
поэтому поводу нет. Такая форма заикания усиливается, когда ребёнок устал,
начинает заболевать, при ослаблении организма (например, может носить сезонный характер).
Часто, стержнем
неврозоподобного речевого синдрома является ускоренный темп речи. На него и
направлено все лечение.
При
неврозоподобном нарушении речи взрослым следует быть более строгим к ребёнку,
требовать от него выполнять правила речи, следить за темпом, самим соблюдать
речевой режим. Чтобы снизить слишком быстрый темп речи, врачи могут
рекомендовать соответствующие медикаментозные
препараты.
Все, кто действительно хотят избавиться от заикания и прилагают к этому усилия, ИЗЛЕЧИВАЮТСЯ.
Дети с невротическим заиканием
выздоравливают быстрее, чем дети с неврозоподобным речевым синдромом, так как в
последнем случае меньше критика своего состояния и больше наплевательского отношения
к своему здоровью. Лечение заикания предполагает совместные усилия медиков, логопеда, педагогов, активной работе самих детей и конечно родителей.
Если хотя бы звено не срабатывает, помочь очень трудно. Но ни при каких обстоятельствах
нельзя терять оптимизма и надежды!
Логопед
Кубова Е.Г.
Использованная литература:
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное
пособие для студентов дефектологических факультетов
высших педагогических заведений. - М.: В. Секачев, ЭКСМО-Пресс, 2001.
Калягин В.А. Если
ребенок заикается. СПб., 1998.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос