"Эмоциональный контакт с ребенком", публикуем конспект беседы от 25 мая 2020 г.
Беседа № 10
«Умение вести диалог ребенка – инвалида»
Цель данной беседы: научить родителей детей – инвалидов, как
правильно развивать речь своих детей, выстраивать диалог ребенка – инвалида с
окружающими его людьми.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Система построения занятия.
План занятия предусматривает три основные
части:
I. Вводная часть (организационный момент).
II. Рабочее время (основная часть).
III. Обсуждение итогов (рефлексия).
Вводная часть служит для
включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной
деятельности.
Вторая часть и часть
обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия.
Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее
время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность
участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в
группе.
По окончании каждого
упражнения - рефлексия.
Третья часть -
обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет
членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение
затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства,
мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять
должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение
помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям возможность
понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.
Размер группы: 8-12
человек.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть.
Организационный
момент. Психолог знакомит родителей с целью
проведения занятия, на что направлено содержание занятия.
2. Основная часть – беседа.
Умение
воспринимать речь у ребенка - инвалида
Это умение необходимо для
того, чтобы понимать других людей и общаться с ними. Мы пользуемся этим
умением, когда выполняем просьбы, участвуем в разговоре. Оно помогает нам
учиться, слушая то, что нам говорят.
Программа занятий по
развитию навыков восприятия речи включает следующие разделы:
·
умение слушать то, о чем говорят;
·
умение реагировать на жесты и выполнять простые указания;
·
умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно;
·
умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия;
·
умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки
предмета;
·
умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение
предмета;
·
умение реагировать на разные грамматические формы.
О чем нужно помнить,
занимаясь развитием навыков восприятия речи?
Эти занятия следует
рассматривать как часть общей программы развития возможностей ребенка –инвалида в сфере общения. Для того чтобы эффективно
пользоваться словами и жестами, он должен сначала научиться понимать значение
каждого из них. Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, педагог должен
помнить, что именно из этого ребенок хочет использовать, что именно потребуется
ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков
восприятия речи является умение внимательно слушать.
Умения подражать
В занятиях по развитию
общения подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая,
ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со
временем — составлять слова и предложения.
Хотя наша цель—
научить ребенка - инвалида имитировать звуки, многим из них
легче подражать действиям или выражению лица. Прежде чем произнести звук или
показать действие, педагогу надо убедиться, что ребенок смотрит на него и
внимательно слушает. Далеко не все будут каждый раз подражать тому, что они
видят. Поэтому если ребенок не прореагирует так, как хотелось бы, следует
немного позже попробовать еще раз.
Как учить ребенка –
инвалида подражанию?
Подражание — в сущности,
особый вид поочередного совершения действий. Когда человек осваивает умение
соблюдать очередность, то для него неважна точность воспроизведения действий
(слов, мимики).
Некоторые дети –
инвалиды начинают подражать окружающим
сами, но многие, для того чтобы начать копировать то, что они видят и слышат,
нуждаются в особом толчке. Приведем несколько советов, как учить таких детей
подражанию.
Начните с тех звуков и
действий, которые ребенок уже умеет производить.
Копируйте ребенка. Когда
он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно сделает
что-нибудь, скопируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить
себе модель подражания.
Сопровождайте звуки
действиями. Многие дети охотнее присоединяются к имитационным играм, если
звуки в них сопровождаются действиями.
Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует
представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого
переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, ребенку может
потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения в
занятиях могут затруднить ему усвоение.
Слова, разумеется, с
самого начала играют большую роль во взаимодействии с ребенком. Представление
ему звуков никогда не заменит настоящего разговора. Даже если вы знаете, что
ребенок не будет копировать вас, все же постарайтесь, чтобы он вас слушал,
реагировал на ваш голос и учился понимать значения слов, жизненно важных для
него.
Выбирая слова для
подражания, желательно мысленно задать себе следующие вопросы.
Нужно ли это слово
ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том
предмете, который обозначается этим словом? Понимает ли ребенок, что означает
это слово?
Сформулируем одно общее
правило, которому нужно следовать, выбирая слова: они должны относиться к
предметам, которые можно потрогать, подробно обследовать, а представлять их
необходимо в ходе педагогического процесса в классе, на прогулках или дома.
Развитие умения соблюдать
очередность в разговоре
Соблюдение очередности —
главное условие нормального разговора. В разговоре с
собеседником Mbi по очереди с ним то говорим, то слушаем. Заметьте,
что «говорить» и «разговаривать» — совсем не одно и то же. Многие из нас наверняка
встречали людей, которые, несмотря на умение говорить, были неважными
собеседниками. Бывает также, что люди не умеют слушать. У них может быть
прекрасная артикуляция, но настоящего разговора они предложить не смогут.
Другие внимательно слушают, но сами в разговор вступают с трудом, чаще всего
по причине робости. Правильно построенный, доставляющий удовольствие разговор
получается тогда, когда два или более участников говорят по очереди, отвечая
на слова собеседника.
Даже если ребенок не
сможет научиться говорить, способность по очереди с другим человеком
жестикулировать, произносить звуки или выполнять общее задание уже явится
основой развития его способности взаимодействовать с другими членами общества.
Как учить умению
соблюдать очередность?
Выделять специальное
время для занятий не нужно. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать
практически в любое время. Импровизированные занятия такого рода могут стать
естественной частью ваших взаимоотношений с ребенком.
Делать что-то по очереди
— один из способов игры и способ поддержания беседы. Когда ребенок научится
отвечать вам более адекватно и разнообразно, можно уже будет рассчитывать на
большее, но сначала следует согласиться с тем, что «ведущую партию» в разговоре
придется исполнять вам. Это поможет ребенку сосредоточиться на вашем лице и
голосе, и постепенно у него сложится правильное представление о том, что такое
соблюдение очередности. Вы же, в свою очередь, приобретете полезную привычку
вести разговор определенным образом, так что скоро вам уже не придется дважды
подумать, прежде чем побудить ребенка к участию в беседе.
Разговаривая с ребенком,
не только делайте паузы, но время от времени вообще прерывайте беседу, давая
ему возможность произнести звуки в подражание вам.
Ваш ребенок может учиться
не только по очереди с вами произносить слова, но и по очереди совершать
различные действия. Эти умения помогут ему усвоить модель поведения во время
разговора. Слова и действия могут быть предметом любого занятия, поэтому два
этих умения не следует рассматривать отдельно друг от друга.
3.
Обсуждение итогов (рефлексия).
Рефлексия приобретенного на занятии опыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос