понедельник, 17 августа 2020 г.

 


В рамках цикла дистанционных  бесед с родителями детей инвалидов

 

"Эмоциональный контакт с ребенком", 
публикуем конспект беседы от 17 августа   2020 г. 

 

Беседа №16

«Особенности семейного микроклимата в семьях с детьми – инвалидами»

Цель данной беседы: психолого - педагогическое просвещение родителей детей-инвалидов о проблемах в поведение ребенка – инвалида.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Система построения занятия.

План занятия предусматривает три основные части:

I. Вводная часть (организационный момент).

II. Рабочее время (основная часть).

III. Обсуждение итогов (рефлексия).


Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной деятельности.

Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.

Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе.

По окончании каждого упражнения - рефлексия.

Третья часть - обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.

Размер группы: 8-12 человек.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.     Вводная часть.

Организационный момент. Психолог знакомит родителей с целью проведения занятия, на что направлено содержание занятия.

2.     Основная часть – беседа.

Давно известен то факт, что семья играет важную роль в развитии ребенка, его адаптации и интеграции в общество. Семейные взаимоотношения являются одним из основных факторов формирования психического здоровья детей. Внутрисемейные отношения играют значительную роль в процессе развития ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки  жизни в обществе. Для гармоничного развития ребенка большое значение имеют  психологический микроклимат в семье и отношения между супругами, в значительной степени определяющую атмосферу, в которой растет и развивается ребенок.

Если у ребенка существуют отклонения в физическом или психическом развития, то роль семейного окружения оказывается еще более значимой, так как семья помогает ребенку адаптироваться в обществе с учетом его заболевания, а создание комфортной обстановки в семье позволяет ребенку чувствовать себя значимым, не ощущать свою систематизированность.

Семья, в которой живет больной ребенок, становится особой группой, которой соответствует присущая только ей атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а так же психоэмоциональное состояние самих родителей.

В повседневной жизни у вас родителей детей-инвалидов сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, вы испытываете трудности при выборе стиля воспитания и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой  - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье больного ребенка и необходимостью во многом перестраивать уклад жизни своей семьи, подчиняя его проблеме ухода за ребенком.

Зачастую родители ребенка-инвалида ограничивают своих детей в свободе выбора, принижают не произвольно социальную значимость своего ребенка. Все решения принимают за него самостоятельно. Часто они диктуют поведение своему ребенку. Низкий внутрисемейный статус ребенка иллюстрируется тем, что члены семьи часто говорят о нем от его имени в его присутствии, лишая его возможности выразить собственное мнение.

Семейные стереотипы в отношении ребенка - инвалида приводят к возникновению ряда особенностей формирования его личности:

ü Высокой степени зависимости от семьи;

ü Отсутствия или слабости навыков внешних социальных взаимодействий;

ü Элементов аутичного поведения в семье;

ü Стремления к самоутверждению в подростковом возрасте через неадекватные реакции – немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные реакции, преувеличение своих недостатков, уход в сверхценные увлечения;

ü Формирование невротических черт в виде страхов, боязни активных действий.

В процессе взросления эти особенности могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям значительнее, чем основное заболевание, ибо формируется личность дефицитарная, недостаточная в социальном аспекте. Рождение ребенка с отклонениями в развитии структурно деформируют семью.

Это происходит вследствие постоянной дополнительной психологической нагрузки, которую несут члены семьи больного ребенка. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными.

Обмен мнениями между родителями о состоянии микроклимата в семье и его важности в жизни ребенка-инвалида.

3.     Обсуждение итогов (рефлексия).

Рефлексия приобретенного на занятии опыта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос