понедельник, 10 февраля 2020 г.

В рамках цикла бесед с родителями детей инвалидов "Эмоциональный контакт с ребенком", публикуем конспект беседы от 10 февраля 2020 г. 

Беседа № 4
«Воспитание ребенка - инвалида»
Цель данной беседы: оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Система построения занятия.
План занятия предусматривает три основные части:
I. Вводная часть (организационный момент).
II. Рабочее время (основная часть).
III. Обсуждение итогов (рефлексия).

Вводная часть служит для включения участников группы в работу, формирования мотивации к совместной деятельности.
Вторая часть и часть обсуждения должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.
Основная часть (рабочее время) направлена на создание условий, которые обеспечивают возможность участникам освоить новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе.
По окончании каждого упражнения - рефлексия.


Третья часть - обсуждение итогов, является важнейшей частью занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали на занятии. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это дает родителям возможность понять точно и ясно, какие произошли изменения, помогает закрепить новый опыт.
Размер группы: 8-12 человек.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1.     Вводная часть.
Организационный момент. Психолог знакомит родителей с целью проведения занятия, на что направлено содержание занятия.
Разминка «Цветок настроения». - Чтобы нам всем познакомиться, я предлагаю сесть в круг и, передавая волшебный цветок, называть свои имена. При этом каждый, кто передает и кому передается цветок, забирает себе один лепесток. 
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не вытащит свой лепесток. Лепестки остаются у участников тренинга до конца занятия.
- Посмотрите, теперь мы   части одного целого и объединившись, стали командой!  На нашем занятии все должны быть дружными, действовать слаженно. Мы уверены, что теперь у нас с вами всё получится!
2.     Основная часть – беседа.
Результат воспитания зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи. Даже само понимание того, в каком состоянии родители находятся, производит терапевтический эффект. Все негативные переживания имеют право на существование, человек не робот, и он не может реагировать по-другому. Эмоции, которые испытывают родители, очень неприятные и тяжелые, но все, же они имеют право на существование потому, что они попали в ситуацию психологической травмы, а при этом возникают именно такие переживания.
Принять ситуацию, это не значит бездействовать, напротив, это означает действовать, исходя из тех условий, в которые они попали, искать оптимальное взвешенное решение. Родители должны осознать истинное состояние ребёнка, принять и осуществить, рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребёнка. Семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ, необходимо понять себя, свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители – основные участники психолого-педагогической помощи, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.
Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.
Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов
·         Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
·         Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
·         Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
·         Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
·         Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
·         Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
·         Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
·         Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
·         Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
·         Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
·         Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
·         Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
·         Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
·         Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
·         Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
3.     Обсуждение итогов (рефлексия).
Рефлексия приобретенного на занятии опыта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос