понедельник, 11 марта 2019 г.

Мой внук -  второклассник не хочет учиться. С интересом посещал два года "Школу будущего первоклассника". Что делать?
                                                                                         И.П., 47 лет

И.П., благодарим за вопрос. Ждем Вас в нашем "Центре", чтобы точнее разобраться, в проблеме. Публикуем статью кандидата психологических наук Елены Волковой.

Если к 7 годам у ребенка не сформирована познавательная мотивация, никакой тяги к знаниям не будет
Кандидат психологических наук Елена Волкова всю жизнь проработала с дошкольниками в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а потом, когда он был разрушен, в НИИ семьи и детства РАО и центре «Дошкольное детство». Нежелание детей учиться она объясняет отсутствием познавательной мотивации.
«В учебниках по педагогике и психологии до сих пор написано, что к 7 годам ребенок должен хотеть узнавать что-то новое и понимать, что учитель в школе даст ему такую возможность. Но на деле все совсем не так.
Мы проводили опросы будущих первоклашек и детей, которые только-только стали ходить в школу.
У первоклашки перед первым сентября чаще всего доминирует социальная мотивация: все идут — и я иду.
Многие дети на вопрос «почему ты хочешь идти в школу?» отвечают: «там днем спать не надо», или «там кушать не заставляют», или даже «там занавески красивые». Кого-то (чаще девочек) привлекает внешняя атрибутика: новая красивая одежда, рюкзак, пенал. Все, что угодно, кроме получения знаний.
Неадекватный настрой на школу имеет свою причину.
Потребность познавать формируется не сама собой, а при такой организации жизни и развития ребенка, когда:
а) он будет иметь возможность столкнуться с чем-то, что вызовет его интерес;
б) его интерес будет замечен;
в) на его вопросы ответят;
г) ответят именно тогда, когда ему будет интересно, а не тогда, когда дойдет очередь по программе;
д) ответят понятно для него, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;
е) ответят так, что у него возникнут новые вопросы, на которые ему захочется получить ответ.
Такая организация обучения ребенка почти невозможна в массовом масштабе, хотя есть программы для детских садов, которые ее достаточно успешно решают. Но их мало, и погоды они не делают. Тем более что потом ребенок приходит в школу — и все. На этом все кончается, даже если было чему кончаться.
Если же ничего этого не было — то и не будет. И никакой тяги к знаниям ожидать неоткуда. Поэтому дети могут казаться пассивными и лишенными всякого интереса — да они и есть такие в массе своей.
Другая причина того, что у детей нет интереса к обучению, — это, как ни парадоксально, курс на «раннее обучение».
Амбициозные родители стремятся выращивать гениальных детей с пеленок. Учить без всякого представления о возрастных и физиологических возможностях, особенностях нервной системы, специфики развития ребенка.
Детей учат писать с двух лет, требуют чтения и счета, дети сидят за партами во всевозможных «школах юного гения».
В детском саду, где еще существуют какие-то представления о нормах, эти нормы пересматривались столько раз, что время, отведенное для занятий, больше, чем время на игру и прогулки. В старших группах дети преимущественно учатся и учатся. Потому что это — проверяют. Именно по этому показателю оценивается работа педагога. А сколько он там гулял или играл с детьми — не так важно.
Дети не играют, не гуляют, не двигаются и накапливают не просто антипатию, а ненависть к обучению.
С подростками другая картина: они ходят в школу иногда даже относительно охотно. Но опять же не из-за возможности что-то там узнать, а потому что у них там друзья, приятели, общение, интриги, опыт выстраивания социальных взаимоотношений.
Процент тех, кто ходит в школу учиться, удручающе мал. Конечно, если есть чудо-педагог, который смог заинтересовать своим предметом, увлечь чем-то, стимулировать интерес и стремление к знаниям в какой-то области, — таких детей больше. Но мало кому так везет».
«Инертность школьников — результат наших собственных «усилий», — считает Елена Волкова. — Несвоевременно раннее и неадекватное обучение детей, неучет возрастных и индивидуальных возможностей, унифицированный подход в образовании, невозможность формирования познавательных интересов и потребностей и многое другое.
И это невозможно исправить установками видеокамер хоть на каждой парте. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос