Вопрос: Я была на вашем психологическом вечере, очень много
узнала нового. Для меня актуален вопрос: «Что такое гиперопека? Кажется, я этим
немного страдаю». Заранее благодарна. Алевтина
Ответ: Здравствуйте, Алевтина. Что такое родительская
гиперопека? Это выходящее за грани разумного участие родителей в жизни ребенка
и стремление уберечь его от всего на свете.
ВАМ
СВОЙСТВЕННА ГИПЕРОПЕКА, ЕСЛИ:
Ваше кредо: не знаешь, где упадешь — стели соломку
везде. Вы избавились от всех острых углов в квартире. (Спасибо, что сейчас есть
специальные насадки для мебели, я знаю семью, в которой с появлением ребенка
все острые углы дедушка просто отпилил). Все ящики, двери и дверцы вы снабдили
специальными замками или стопорами.
Даже на прогулку вы несете с собой большую
спортивную сумку с вещами из разряда «вдруг пригодится»: сменной одеждой,
запасными кофтами, шапками, штанами, едой, водой, подгузниками, игрушками и
тем, на что хватит воображения.
Вы моете и кипятите чуть ли не каждый день: игрушки,
посуду, все предметы личной гигиены, а также любую одежду, включая верхнюю.
В вашей сумке всегда есть большой запас салфеток с
антибактериальным эффектом: они применяются вне дома после контакта с любыми
представителями земной цивилизации, как одушевленными, так и неодушевленными.
Вы тратите в платных клиниках немалые средства,
проверяя здорового ребенка у всех врачей как минимум раз в полгода.
Вы с подозрением относитесь с детям на площадках и
при появлении оных энергично уводите чадо подальше: туда, где не чихнут, не
толкнут и дурному не научат.
Ваш ребенок смотрит мультики, исключительно
отобранные на семейном совете и не больше 15 минут в день.
Вы заполонили дом обучающими материалами, которых
хватило бы на средних размеров группу детского сада. Вашему ребенку можно
дарить только полезные игрушки, одобренные вами.
При перемещениях по городской квартире вы ведете
ребенка за руку даже внутри одной комнаты.
Вы запрещаете дома прыгать, бегать, залезать выше
детского стула, висеть на чем бы то ни было, а так же кувыркаться, лежать на
краю и кружиться. Вам страшно, и это аргумент.
Вы отказались от плавания, горных лыж, катания на
коньках, роликах «от греха подальше». Ваш уже давно умеющий ходить ребенок
практически никогда не падал.
Вы постоянно замечаете, что кроме вас никто не
заботится о детях, как положено.
Самое печальное последствие такого
«предусмотрительного» отношения родителей к своим чадам заключается в том, что
ребенок оказывается неспособен самостоятельно решать какие угодно проблемы. Он
привыкает к тому, что за него все сделают, и в результате становится
инфантильным, неуверенным в себе и замкнутым.
Можно разделить проявления гиперопеки на два стиля:
«авторитаризм» и «баловство». Чаще всего оба они основаны на безудержном
стремлении к заботе. Авторитарные родители стремятся контролировать каждый шаг
отпрысков, при этом постоянно навязывают свою волю, стараются обезопасить и все
предусмотреть. Для них самих сценарий тотального контроля самый безопасный и
комфортный. Любители побаловать свое чадо тоже частенько занимаются
гиперопекой, но несколько в другом ключе: стараются ублажить, порадовать,
выполнить все желания, надеясь, что ребенку это поможет избежать разочарований.
Ясно, что эти типажи — примеры утрированные, но очень характерные. И в одном, и
в другом случае взрослые забывают о том, что любому ребенку для гармоничного
развития необходима самостоятельность в действиях и принятии решений, поэтому
рано или поздно такие родители рискуют получить жесткий отпор.
Меня поразил и даже где-то порадовал пример, который
привела Шими Канг в книге «Путь дельфина». Однажды подросток из благополучной
семьи, 14-летний отличник Альберт в прямом смысле запер свою маму в подвале,
чтобы она хоть ненадолго оставила его в покое и не контролировала. Конечно,
никто не говорит, что дети должны запирать своих родителей, но даже восклицание
трехлетки «Я сам!» должно стать знаком: ребенок борется за свою независимость.
Если психиатр из Гарварда Шими Канг много внимания уделяет «матерям-тигрицам»,
которые придерживаются авторитарного стиля воспитания, то психотерапевта Робин
Берман больше беспокоят те, кто во всем хотят угодить своим детям и называют
это заботой. Вот, как она описывает такой тип: «Чрезмерно опекающий родитель
навязывает свою заботу, дает указания, беспокоится, заставляя ребенка
нервничать. Он вечно торопится решить проблему за ребенка, не оставляя тому
шанса самостоятельно позаботиться о себе». При этом такие родители часто дают
слишком много ненужной власти детям, забывая, что четкие границы — это то, что
по-настоящему им нужно. Получается своего рода маятник: одна крайность приводит
к полной избалованности, другая — к скованности и несвободе. И в обоих случаях
все приправлено неуверенностью в себе и неспособностью справиться с малейший
проблемой. Вот, что рассказала мне о гиперопеке Ольга Карякина, психолог-рецензент
издательства Clever: «Гиперопека всегда вызывает конкретный определенные
комплексный стереотип поведения, который накладывает отпечаток на всю
дальнейшую жизнь ребенка. Вот некоторые самые распространенные последствия,
которые вызывает гиперопека: несамостоятельность как таковая; невозможность
принять решение и сделать выбор; чувство вины за все, ведь «если ты не сделал
так, как я сказал – ты виноват». Многие родители считают, что «забота – это
когда я делаю свои дела и твои за тебя». Ребенок просто не может нести
ответственность впоследствии за результат, ведь изначально это был не его
выбор, а выбор родителя. Особенно проявляются «послеопековые» осложнения в
подростковом возрасте. При этом осложнения приобретают поистине
катастрофические масштабы. Например, ребенок «гиперопекунов» не выбирает
университет, за него это делают, как правило, родители. Что из этого следует?
Ребенок (уже студент) курсе на третьем перестает учиться нормально, начинает
прогуливать и «забивать» на учебу, ведь эта специальность и этот университет –
не его выбор, за который он мог бы чувствовать ответственность. И редко какие
увещевания родителей смогут изменить ситуацию. Поэтому советуем родителям
запомнить такую фразу: «Когда вы отбираете у ребенка возможность выбора, вы
закрываете для него тысячу дверей и тысячу возможностей».
Несколько
базовых принципов, чтобы не забываться.
Ребенок должен научиться падать. В детстве это
делать не так больно и не так страшно. Если что, мама поцелует, и все пройдет.
Грязный ребенок — счастливый ребенок. Дети в
нарядной одежде на детской площадке — нонсенс. Наряды оставим для посещения
театра.
Малыш имеет полное право самостоятельно перемещаться
по собственному дому. Максимум, что может сделать родитель — убрать чересчур
опасные предметы из зоны доступа. Если у мебели есть углы, ребенок научится их
обходить.
Ребенку нужно быть самостоятельным. Это основа его
развития. Доказано Марией Монтессори, Сесиль Лупан, Янушем Корчаком,
Александром Ниллом, Юлией Гиппенрейтер и миллионами родителей и детей по всему
миру.
Вместо того чтобы контролировать, лучше уделить
внимание созданию глубоких эмоциональных связей с ребенком. Это требует больших
усилий, большего внимания, большего труда, но и плоды дает удивительные.
Любому ребенку нужны границы, в рамках которых он
должен иметь настоящую свободу. Отличными границами становятся четко
сформулированные правила.
Психолог
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос