Вопрос: Здравствуйте. Что нам делать? Сын перешел во второй класс, совершенно не хочет
учиться. Домашнее задание выполняем через скандалы. Только бы в приставку
играть и телевизор смотреть. В первом классе, ещё хоть какой-то интерес к урокам
был, а начиная со второго – вообще никакого.
Антонина, 27 лет
Ответ: Добрый день, Антонина. Этот вопрос довольно часто беспокоит родителей. Самое
интересное, что при общении с ребёнком выясняется, что учиться-то он очень даже
хочет. То, с чем младшеклассник чаще всего не готов сталкиваться, – это
ощущение собственной неуспешности. Давайте попробуем понять, откуда оно
берётся, из чего складывается. И что в этой ситуации могут сделать родители.
1. Мы часто забываем, что наша система образования рассчитана на детей, у которых нет особых проблем с познавательными функциями. На тех, кто легко обучается чтению, письму, счёту. Но многие дети сейчас приходят в школу с недосформированными межполушарными связями, проявлениями дислексиии (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению) и дисграфии (неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта)
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Убрать критерий оценки. Оставить его для
тех предметов, где всё получается. Обычно это рисование, физкультура (кроме игр
с мячом), если хорошая память – окружающий мир (не тесты), стихи. А по
всем остальным предметам – оценивать по степени овладения навыками. Делал 20
ошибок, стал делать 8 – прогресс. Понял, где ставить мягкий знак, – очень
хорошо. Сочетать занятия в школе с коррекционными занятиями с логопедом, нейропсихологом.
И, конечно, родительская поддержка.
2. К сожалению, часто мы сами отбиваем у детей всяческое желание учиться. Что будет, если абсолютно не учитывать особенности детей, приведённые выше, и всё объяснять ленью? Каждодневный скандал, долгожданных пятёрок нет, ребёнок теряет веру в себя, в свои способности учиться, начинаются сравнения с другими детками, у которых всё в порядке. В ответ ребёнок начинает бунтовать. Уход в компьютерные игры бывает, связан с поиском ощущения своей успешности. Там-то ребёнок постоянно чего-то достигает и может собой гордиться. Тот же эффект бессилия возникает у школьника, когда родители делают уроки вместе с ним, а чаще за него.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Дать ребёнку установку: уроки – это его
ответственность. Вы включаетесь, только когда действительно что-то непонятно.
Если школьник чего-то не понимает, вы просите его прочитать и рассказать, как и
что он понял. В идеале ещё и объяснять, задавая наводящие вопросы. Помнить о
том, как важно замечать позитивные изменения. Говорить, что очень рады,
гордитесь тем, что ребёнок самостоятельно сделал хотя бы часть заданий.
3. Иногда учёба не клеится из-за плохих отношений с учителем. Чаще так бывает у детей, особенности которых вызывают раздражение у педагога. Неусидчивые, опережающие программу (сделал задание по математике за 5 минут и мешает классу), слишком долго соображающие, напоминающие учителю кого-нибудь неприятного. Бывает, что его требования не учитывают возрастные и психологические особенности детей. И если родители, не разобравшись в ситуации, встают на сторону педагога, то ребёнок убеждается в том, что школа – это такое ужасное место, из-за которого одни проблемы и никакой радости.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Проанализировать ситуацию. Понять, что из
требований и замечаний учителя обоснованно, а что нет. Обязательно пообщаться
с учителем. Донести информацию об особенностях ребёнка. Разработать
стратегию, повышающую учебную мотивацию. Как ни странно, чаще всего нужно
всего лишь обратить внимание на то, что у ребёнка получается. И снизить уровень
критики. Если контакт не выстраивается и позиция педагога «Это ужасный ребёнок!
Сделайте его соответствующим моим стандартам» не меняется, лучше всего сменить
педагога. Если это невозможно, нанимайте репетиторов или отдавайте
на занятия, которые помогут сохранить интерес ребёнка к предмету.
Подытожим: если ваш младшеклассник отказывается учиться – это не просто
лень. За этим всегда что-то стоит. Да, это требует времени, но ваша
поддержка и вера в возможности ребёнка совершают это обыкновенное чудо –
возвращают радость от учёбы и чувство веры в себя.
Психолог
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос