ВОПРОС:
"Вот Вы говорите о недопустимости физического и психологического давления на детей. А что делать, когда ребенок совершенно не слушается, не помогает ни «кнут», ни «пряник»?"
ОТВЕТ:
«Кнут и пряник» - хороший метод дрессировки диких зверей и домашних животных. Так устроен их психический аппарат, в основе которого заложен инстинкт. Человек (а ребенок – это хоть и маленький, но вполне человек) – существо гораздо более сложное. Его развитие во многом зависит от воспитания, которое представляет собой не что иное, как привитие ребенку тех качеств личности, характера и тех моделей поведения, которые обеспечат ему надлежащие условия для достойной жизни.
На чем же основываются представления современных родителей о правильном - неправильном воспитании детей? Чаще на собственном опыте и принятых в обществе традиционных взглядах. Однако мало кто принимает в расчет то обстоятельство, что времена меняются и в каком-то отношении радикально. То есть прежняя система воспитания стремительно устаревает. За последние два десятилетия мы оказались в ситуации так называемого футурошока (социально-психологической дезадаптации, вызванной большими объемами информации, ростом высоких технологий и появлением большого количества разнообразных развлечений).
В результате дети по причине своей незрелости и беззащитности оказываются между двух огней: удовлетворение естественных потребностей человека и новых цивилизационные соблазны.
И родители, не задумываясь о рисках такого решения, часто поручают досуг и развитие своих детей электронным игрушкам, радуясь, что в доме тишина, покой, можно заниматься своими делами, которых, конечно же, у всех невпроворот.
Одурманенные яркими картинками, впечатляющими образами героев, захватывающими сюжетами иной реальности, дети выпадают из-под влияния родителей и обосновываются в своем вымышленном мире, где им очень интересно, все доступно, а главное – не требует почти никаких усилий – все происходит само собой.
В итоге для современных детей родители на фоне всей этой сказочной компьютерной реальности выглядят довольно бледно и совсем неавторитетно. Они – далеко не герои, а простые и банальные, чего-то постоянно требуют, надоедают своими нравоучениями. Ну и какой же ребенок захочет слушать столь скучного, а порой и деспотичного взрослого?!
Помочь разобраться в сложностях современной детской психологии и педагогики могут психологи нашего центра МУ "Преображение". Ждем вас на консультации и тренинги.
"Вот Вы говорите о недопустимости физического и психологического давления на детей. А что делать, когда ребенок совершенно не слушается, не помогает ни «кнут», ни «пряник»?"
Вопрос психологу со школьного родительского собрания
ОТВЕТ:
«Кнут и пряник» - хороший метод дрессировки диких зверей и домашних животных. Так устроен их психический аппарат, в основе которого заложен инстинкт. Человек (а ребенок – это хоть и маленький, но вполне человек) – существо гораздо более сложное. Его развитие во многом зависит от воспитания, которое представляет собой не что иное, как привитие ребенку тех качеств личности, характера и тех моделей поведения, которые обеспечат ему надлежащие условия для достойной жизни.
На чем же основываются представления современных родителей о правильном - неправильном воспитании детей? Чаще на собственном опыте и принятых в обществе традиционных взглядах. Однако мало кто принимает в расчет то обстоятельство, что времена меняются и в каком-то отношении радикально. То есть прежняя система воспитания стремительно устаревает. За последние два десятилетия мы оказались в ситуации так называемого футурошока (социально-психологической дезадаптации, вызванной большими объемами информации, ростом высоких технологий и появлением большого количества разнообразных развлечений).
Наши дети с малых лет оказываются в столь токсичной информационной среде, что их нервная система не успевает вырабатывать механизмы защиты и испытывает огромные перегрузки. При этом с нарушениями формируется не только психика ребенка, но и его познавательные функции и ценности.
В результате дети по причине своей незрелости и беззащитности оказываются между двух огней: удовлетворение естественных потребностей человека и новых цивилизационные соблазны.
И родители, не задумываясь о рисках такого решения, часто поручают досуг и развитие своих детей электронным игрушкам, радуясь, что в доме тишина, покой, можно заниматься своими делами, которых, конечно же, у всех невпроворот.
Одурманенные яркими картинками, впечатляющими образами героев, захватывающими сюжетами иной реальности, дети выпадают из-под влияния родителей и обосновываются в своем вымышленном мире, где им очень интересно, все доступно, а главное – не требует почти никаких усилий – все происходит само собой.
В итоге для современных детей родители на фоне всей этой сказочной компьютерной реальности выглядят довольно бледно и совсем неавторитетно. Они – далеко не герои, а простые и банальные, чего-то постоянно требуют, надоедают своими нравоучениями. Ну и какой же ребенок захочет слушать столь скучного, а порой и деспотичного взрослого?!
А чтобы увиливать от воспитательных процедур на подмогу ребенку приходят психологические механизмы защиты, такие как упрямство, уход в себя, агрессивное поведение, истерические всплески… с последующими уступками родителей.
Так формируются деструктивные (неэффективные, разрушительные) модели взаимодействия родителей с детьми. С современными, подчеркиваю, детьми! Чтобы исправить эти и прочие ошибки воспитания, необходимо критически пересмотреть свои родительские подходы к воспитанию с учетом того, что дети 21 века совсем другие и требуют другого участия в их жизни. И самое главное при этом - вернуть не контроль над детьми, а внимание к ним, и по возможности восстановить свой родительский авторитет!
Помочь разобраться в сложностях современной детской психологии и педагогики могут психологи нашего центра МУ "Преображение". Ждем вас на консультации и тренинги.
Психолог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Задайте свой вопрос