четверг, 26 ноября 2015 г.

Дети и дорога

Психофизиологические особенности поведения на дороге младшего школьника

Основная категория детей, пострадавших в ДТП, − это младшие школьники. Почти две трети от общего числа пострадавших на дороге детей попадают под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Наступает период, когда авторитету взрослого ребенок начинает активно противопоставлять свое собственное мнение. Можно сказать, что причина несоблюдения ПДД, не столько в том, что школьник не понял правила, а в том, что он предпочел свой вариант поведения. Поэтому, выбирая формы и методы обучения, педагог должен представить варианты развития ситуации на дороге для того, чтобы школьник сам выделил безопасный способ поведения приемлемый для него. В этот период можно выделить и гендерные отличия: у девочек реакция на внезапный сигнал более замедленна, чем у мальчиков. В то же время девочки проявляют большую реактивность по сравнению с мальчиками в том случае, когда имеется возможность целенаправленно организовать свое внимание. Девочкам более свойственно зависимое, управляемое поведение, мальчикам - склонность принимать самостоятельные решения (в силу этого они чаще нарушают ПДД). Можно выделить особенности возраста, которые определяют предрасположенность младших школьников к несчастным случаям на дороге:

- затрудненность определения пространственных положений и взаимоотношений объектов на дороге(близко – далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше и др.), своего пространственного положения по отношению к ним (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов), а также определения своего положения на местности по отношению к другим важным объектам (близко – далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

- трудность в определении особенностей и скоростных характеристик транспортных средств (передвигается объект спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость и т.д.);

- замедленная реакция при принятии решений на дороге (у взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8-1 с, а ребенку требуется для того же самого 3-4 с). Чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 с, а взрослому − лишь четверть секунды;

- преобладание потребности в движении над осторожностью (ребенок не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием);

- неразвитые прогностические способности не позволяют предвидеть последствия возникшей ситуации, предугадать возможные варианты поведения водителя и, как следствие, приводят к переоценке своих возможностей в реальной дорожно-транспортной ситуации;

- несформированное логическое мышление не позволяет в полной мере анализировать погодные условия и их влияние на безопасность движения по дорогам разных типов (асфальт, грунт), анализировать ошибки в своем и чужом поведении, устанавливать их причины, и, как следствие, определять пути исправления;

- неразвитость абстрактного мышления затрудняет ориентировку и нахождение по рисункам, схемам, графическим изображениям части дороги, построение ее модели, обозначение ее частей;

- отсутствие «чувства времени», не позволяет правильно определить количество затраченного времени, например, на переход дороги, осуществить подсчет времени на дорогу по нужному маршруту в благоприятных и неблагоприятных условиях;

- потребность в новых впечатлениях и чрезмерная увлеченность (например, увидел знакомого, окликнули – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора.);

- неразвитое произвольное поведение и импульсивность, которая проявляется в недисциплинированности, непредсказуемости на дороге (испугавшись предупреждающего сигнала приближающегося автомобиля, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте или начнет метаться по дороге);

- неразвитое право и самосознание, которое проявляется в невозможности осознать ответственность за собственное поведение на дороге, объяснить его с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, оценить последствия своего поступка для других участников дорожного движения.

В целом младший школьный возраст - это оптимальный период для усвоения ПДД в полном объеме, а также для целенаправленного развития тех качеств, благодаря которым школьник сможет противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах.

Важно! Для школьников этого возраста создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы они испытали эмоциональную потребность в правильном поведении, сделали эту потребность достоянием собственного сознания.

Помните! Авторитет педагога в начальной школе часто выше авторитета родителей, поэтому именно от него зависит не только качество обучения ПДД, но и эффективность профилактической работы в целом по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Психофизиологические особенности поведения на дороге подростка

Основной особенностью подросткового возраста является пренебрежение опасностью. Подросток уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими, поэтому демонстрирует рискованное «бесстрашное» поведение. Кроме того, подростковый возраст характеризуется рядом личностных особенностей, к которым можно отнести:

1) стремление к острым ощущениям, экспериментированию (в частности, с собственной жизнью), испытаниям своих возможностей. Эти стремления реализуются в рискованном вождении (скутер, мотоцикл, машина), которое без достаточного опыта контролирования ситуации приводит к риску возникновения ДТП;

2)стремление к самоутверждению, что проявляется в ложных представлениях о «мужестве», стремлении не «уронить себя в глазах сверстников», действиях «на слабо». Например, такое поведение на дороге проявляется в демонстрировании (сверстникам, водителю и самому себе) «спокойного перехода» перекрестка на опасном расстоянии от приближающейся машины, в стремлении проехать на скейтборде (роликовой доске), зацепившись за бампер транспортного средства;

3) «чувство взрослости», которое часто проявляется в беспечности и отсутствии сосредоточенности в поведении подростков на дороге;

4)поверхностное, несерьезное, нигилистическое отношение к соблюдению Правил дорожного движения (необходимо помнить, что нарушения подростки совершают не от незнания ПДД, а от нигилистического отношения к их соблюдению);

5) конформную ориентацию(коллективная ориентация, т.е.подражание тому, как ведут себя другие). Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход через проезжую часть на красный свет) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов (находясь в обществе взрослых или же своих сверстников, подростки меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на своих спутников); 


6) «отвлекающее поведение» и «отвлекающее управление» (велосипед, скутер, мопед). Отвлечения могут быть интеллектуальными (использование во время движения электронных устройств (отправка смс, чтение, прослушивание музыки, просмотр фильмов), разговоры с друзьями, изучение маршрутов движения по схемам, картам, рассматривание баннеров и др.) и механическими (доставание предметов из рюкзака, употребление пищи, распивание напитков и др.). Любые отвлечения отрицательно влияют на безопасное поведение подростков на дороге и существенно повышают риск возникновения ДТП, так как в эти моменты невозможно контролировать ситуацию.

Формирование культуры безопасного поведения детей на дороге

Отечественный психолог Л.С. Выготский выделил закономерность, суть которой в следующем: ни одна форма поведения не является столь крепкой, как та, которая связана с эмоциями. Поэтому, если надо вызвать у школьника нужные формы поведения, следует позаботиться о том, чтобы изучаемый материал оставил эмоциональный след в его памяти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Задайте свой вопрос